Богатство и разнообразие визуальных решений, использованных в отделке станций московского метро, столь велико, что по их интерьерам можно буквально как по учебнику изучать архитектурные стили. Здесь в камне навеки запечатлена история нашей страны с начала XX века с отражением ее побед, достижений и устремлений в разные временные периоды.
Метро — неотъемлемая часть инфраструктуры столицы. В 1931 году было принято постановление «О строительстве московского метрополитена», в 1935 — метро осуществляло уже 2% городских перевозок, а в 1940 — процент возрос до 14. В 1995 году метрополитеном пользовалась половина городского населения (52% жителей). К 2018 — поток возрос до 9,2 млн. человек в день. Однако московское метро — не только быстрый и комфортный способ передвижения, но ещё и символ экономической мощи столицы и более того — уникальный объект культурного наследия, в котором отражена истории страны в рамках последнего столетия. Но и это еще не все — разнообразие использованных в оформлении станций приемов настолько велико, а уровень исполнения настолько высок и филигранен, что по московскому метро даже можно изучать архитектурные стили.
Первая очередь — дворцы для народа
На этапе возведения первой очереди метрополитена ключевой была идея сделать станции «дворцами для народа», то есть наглядно воплотить на практике принцип советского государства согласно которому простым рабочим должно быть доступно все лучшее, что только может быть создано и построено. Жители и гости столицы, спускаясь в подземку, должны были чувствовать мощь советского государства, а сам метрополитен призван был стать неким символом коммунистических идей, демонстрирующим их величие.
Монументальная архитектура московского метрополитена до сих пор поражает воображение его посетителей. Исследования психологов показывают, что многие станции и сегодня вызывают у людей, впервые попавших на них, целый комплекс положительных эмоций, причем именно тех, которые и хотели вызвать создатели первой очереди — любопытство, оживление и воодушевление.
Первая очередь метрополитена — линия от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленска» — была построена в период с 1931 по 1934 гг. В это время государственная идеология еще не отдала четкого предпочтения тому или иному архитектурному стилю, поэтому в создании и оформлении станций участвовали и неоклассики, и конструктивисты, и функционалисты.
Конструктивизм и функционализм в московском метрополитене
Черты двух последних стилей, направленные на удобство и максимально эффективное использование пространства, ярко выражены на станции «Красносельская». Архитекторы старались впустить в вестибюль как можно больше света, использовав для этого ленточные окна и полуовальную подсветку лестницы.
Элементы конструктивизма прослеживаются и в архитектуре «Красных ворот». Яркий вестибюль, напоминающий раковину, как бы приглашает пассажиров вниз. Эта станция уникальна тем, что в ее оформлении конструктивизм органично сочетается с неоклассицизмом: так, по замыслу архитектора, пилоны облицованные красным мрамором должны были напомнить наблюдателю о снесенных Московских Красных воротах.
«Лубянка» — еще один характерный пример конструктивизма. Она производит впечатление монументальности, некоторой напряженности, при этом демонстрирует мощь и несгибаемость. Тоннельная форма перронов и подпружных арок усиливают ощущение давления земли, которое, впрочем, надежные стены стойко выдерживают.
Неоклассицизм в станциях метро
В строительстве следующих станций, примерно с середины 1930-х гг., доминирующим стилем становится неоклассицизм. Теперь архитекторы четко следуют установке партии и стараются придать помещениям вид воздушных дворцов, избавляя пассажиров от ощущения нахождения под землёй.
Самый яркий пример неоклассической станции — «Комсомольская», построенная по проекту архитектора Дмитрия Чечулина. Она оформлена с имитацией ордерной системы, украшена упрощенными капителями и росписями Фаворского. Люди, впервые попавшие сюда, чаще всего описывают свои эмоции такими словами как — гордость, защищенность, активность и оптимизм. К строительству «Комсомольской» отнеслись с таким вниманием еще и потому, что она — «ворота в город». Именно сюда попадают гости Российской столицы и именно здесь получают первое впечатление о ней.
Особенности архитектуры и освещения на станции «Дворец советов» (с 1957 г. — «Кропоткинская») также придают ей сходство с дворцом — легким, воздушным и невесомым. Такой эффект достигается благодаря использованию простых форм, безбалочных перекрытий и особой системы освещения — скрытых в капителях источниках света.
Вторая очередь метрополитена — роскошь ар-деко
В 1935 — 1938 гг., когда строилась вторая очередь московского метрополитена, в Европе набирал популярность стиль ар-деко, влияние которого отразилось и на творчестве советских архитекторов. Для него характерны растительные мотивы, обильный декор и использование дорогих эффектных материалов. Теперь простые формы функционализма и конструктивизма, воплощенные в первых станциях, стали подвергаться критике, а новым станциям архитекторы старались придать максимальное сходство с роскошными дворцами — поэтому в отделке начали широко использовать фарфор, мрамор, нержавеющую сталь и родонит.
Первая станция в стиле ар-деко — «Киевская», открытая в 1937 году, поражала колоннами из керамики и мрамора с элементами полупрозрачного оникса. К сожалению, со временем последний начал разрушаться и был полностью заменен на мрамор. Оформление станции выполнено с использованием традиционных национальных украинских мотивов — это хорошо заметно на примере орнаментов на полу и растительных узорах колонн.
Станция «Аэропорт» также выполнена в стиле ар-деко. Её отделочные материалы, как на других станциях второй очереди, поражают пышностью и богатством. Инкрустированные мрамором стены напоминают стропы парашюта, а односводчатый потолок выкрашен в синий цвет неба, за счёт чего создаётся ощущение легкости и свежести.
Некоторые другие станции второй очереди, например, «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Динамо» и «Площадь Революции» были построены в классическом стиле — в их изначальном оформлении, как и в оформлении станций выполненных в стиле ар-деко, было использовано значительное количество украшений, мозаик и дорогих материалов. Правда, подобная роскошь оказалась непрактичной — мозаики на полу быстро и неравномерно истирались так, что люди начали спотыкаться, ониксовые колонны трескались. Поэтому позже полы этих станций были перекрыты надежным гранитом, а поврежденные элементы колонн заменили на «обычный» мрамор.
Третья очередь метро — прославление достижений Советского Союза
Ошибки были учтены при строительстве станций третьей очереди метро. Она создавалась в напряженные годы Великой Отечественной войны и предшествующие ей — с 1938 по 1944 гг., поэтому по идеологическим причинам уже не могли быть просто абстрактными — как, например, станции второй очереди. Теперь в новых станциях важно было отразить конкретные идеи, так необходимые стране на тот момент. Их строительство в предвоенное и военное время само по себе было подвигом, а затраченные ресурсы должны были быть оправданы укреплением сплоченности общества, боевого духа и веры в победу.
Например, планировалось, что станция «Электрозаводская» восславит стахановское движение, «Завод имени Сталина» («Автозаводская») — бурную индустриализацию страны. Вместе с тем каждая станция должна была показать, что Советский Союз заботится о своих гражданах, а общество динамично движется вперед к новым трудовым подвигам и достижениям.
С началом войны в 1941 г. главенствующими стали темы патриотизма советских граждан и защиты родины. Само же возведение новых станций не прекращалось, чему способствовал тот факт, что некоторые центральные залы станций и наклоны эскалаторов были уже готовы. Станции третьей очереди были открыты в 1943 — 1944 гг.
Одни из самых впечатляющих новых станций — «Новокузнецкая» и «Павелецкая». Вторая, по замыслу архитекторов, должна была показать расцвет Донбасса. Для этого зала художник Дейнека сделал четырнадцать мозаик на тему «Донбасс — всесоюзная кочерга». Однако центральный зал станции так и не был открыт.
После начала войны было решено, что «Новокузнецкая» будет отражать боевую мощь и многовековую историю России, взывая в патриотическим чувствам. С этой целью архитекторы украсили станцию портретами великих полководцев — от Александра Невского до Михаила Кутузова. Сюда же перенесли мозаики, которые изначально должны были украшать «Павелецкую».
Четвертая очередь московского метро — слава Победе! Готика и русское зодчество
Кольцевая линия и многие яркие станции четвертой очереди строились во второй половине 1940-х гг., когда главной темой в архитектуре стало увековечивание победы Советского Союза в Великой Отечественной войне и прославление трудовых и ратных подвигов советских граждан.
Например, на станции «Таганская» образно представлен Парад Победы, на котором воздается слава героям войны — морякам, пехотинцам, кавалеристам… В ярком, но лаконичном оформлении станции использованы элементы строгой готики: острые вершины треугольников врезаются в потолок, формируя его контур, а основные цвета — белый, бежевый и голубой — создают ощущение возвышенности и торжества мира.
Станция «Калужская» («Октябрьская») построена с оглядкой на традиции русского зодчества XIX века. Фасад имеет вид триумфальной арки в знак победы СССР в ВОВ, а в подземной части размещен парад неизвестных героев — защитников родины.
Пятая очередь — расцвет советского модернизма
Пятая очередь метро строилась в середине 1950-х гг. Помпезный стиль предыдущих станций был значительно упрощен, что связано необходимостью удешевить строительство. На смену сталинскому ампиру и пышности приходит простота и практичность советского модернизма — под знаменем десталинизации начинается эпоха правления Н. С. Хрущева.
Особенно заметно новый стиль влиял на архитектуру наземных станций. Сплошное остекление вестибюлей и простота внутреннего убранства делали помещения визуально легкими и просторными. Наиболее показательна архитектура станций Филевской линии и «Ленинских гор» (с 1999 г. — «Воробьевы горы»).
Интересно, что большинство проектов времен «оттепели» — очень простые, типовые и дешевые, однако при этом и они смотрятся по своему эффектно и внушительно.
Союз эстетики и функционализма 70-х
Пожар борьбы со сталинизмом окончательно потух к 1970-м гг, в это же время начался новый этап строительства московского метро. Теперь архитектура станций решала сразу две задачи: функциональную и эстетическую. Камень (в том числе и мрамор), рельефы и живопись вернулись в декор, однако наряду с ними часто применялся практичный металл, а многие изображения упрощались, стилизовывались.
Круг тем и стилей, которые архитекторы теперь могли реализовывать, значительно расширился. Например, станция «Марксистская» украшена флорентийской мозаикой, а станция «Шаболовская» примечательна цветным витражом.
Свобода творчества 90-х
К 1990-м гг. архитекторы получили полную свободу творчества. И несмотря на финансовые трудности, строительство метро продолжалось. В 1995 году открылась станция «Римская», оформленная в соответствии со своим названием: здесь и обрушенные римские колонны в натуральную величину, и фигуры основателей древнего города.
Метро в XXI веке: развитие традиций в духе со временем
В начале XXI века ни постановления партии, ни официальная идеология больше не ограничивали фантазию строителей и оформителей станций. Однако современные архитекторы до сих пор чтут советскую традицию, и каждая новая станция — уникальное, самостоятельное произведение искусства.
Первая станция метро за МКАДом — «Бульвар Дмитрия Донского» — была открыта в 2002 году. Она отделана в черном граните и мраморе разных цветов.
Одной из самых красивых современных станций считается «Достоевская», посвященная творчеству признанного гения русской литературы. Её стены украшены сдержанной черно-белой мозаикой и панно со сценами из произведений Ф. М. Достоевского. Интересно, что после открытия многим эта станция показалась мрачной, и даже навевающей мысли о самоубийстве. Возможно, это связано с тем, что на иллюстрациях к некоторым романам изображены сцены смертей.
В 2016 году была построена грандиозная по замыслу и исполнению станция «Румянцево». Ее отделка выполнена по мотивам работа Пита Мондриана, знаменитого голландского абстракциониста. С оглядкой на картины художника, была выполнена абстрактная облицовка путевых стен, гармонично вписывающаяся в правильные формы здания.
Из новейших станций московского метрополитена особенно примечательны "Нагатинский затон" с огромными реалистичными мозаиками рыб, "Новопеределкино" с узорчатыми плафонами в русском стиле и "Тропарево" с аллеей металлических деревьев, на ветвях которых установлены освещающие фонари.
Московское метро постепенно создавалось и расширялось на протяжении почти всего XX в. и в начале XXI вв. Работы велись и в годы становления советской власти, и в период Великой отечественной войны, и в послевоенный период. Новые архитектурные решения, социальные и культурные веяния находили отражение во внешнем виде станций. Поэтому сегодня станции метрополитена — наглядная иллюстрация как истории страны, так и истории архитектуры века XX.
****************************
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?
Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":
Удивительные факты о Транссибе, которые должен знать каждый
Российская экспозиция на Всемирной выставке в Париже – грандиозный фурор 1900 года
Киты в морях России: где и каких именно можно увидеть своими глазами?
***************************
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!