Найти в Дзене
Кот-книголюб

Прочитала повесть "Пикник на обочине"

"Пикник на обочине" уже давно лежал у меня в электронной библиотеке, а я всё никак не могла начать его читать. После неудачи с "Трудно быть богом" было немного страшно приступать к такому знаменитому произведению.

Кроме того, давно-давно я видела фильм "Сталкер". Не помню ни одного эпизода, но вот чувство, что мне было скучно и фильм довольно тягомотный, сохранилось очень хорошо.

Последнее время ещё и читать не особо хотелось. Можно сказать не читала, а почитывала. В конце концов мне такое положение дел надоело, и я решила заняться чтением как следует)).

Взяла позавчера "Пикник на обочине" и провалилась в книгу с головой. Так она меня затянула. Наверное, если бы не домашние дела, то прочитала бы за один день, а так получилось два.

То, что книга мне понравилось, сомнений не вызывает, но как только доходит до необходимости объяснить, что именно понравилось, на меня нападает ступор.

Постараюсь по возможности связно рассказать о своих впечатлениях и поделиться мыслями, которые возникали по ходу чтения и после него.

Сама идея о том, что Зона - это, возможно, всего лишь место, где пришельцы устроили "пикник на обочине космической трассы", а артефакты - мусор после их стоянки, показалась необычной и интересной.

Поразила атмосфера самой Зоны, полной непредсказуемых опасностей и ловушек, мрачной, безжизненной, таинственной и загадочной. И в тоже время она имеет чётко очерченные границы, никакие губительные факторы, которые свободно и хаотично перемещаются внутри Зоны не пересекают их и не угрожают жителям Хармонта. И кажется, что сама Зона как бы говорит: "Не суйся сюда".

Иллюстрация с обложки одного из изданий произведения.
Иллюстрация с обложки одного из изданий произведения.

Но в Зону всё равно идут и идут люди. Кто-то легально по пропуску, а кто-то незаконно под покровом ночной темноты. Первые - это учёные из Хармонтского филиала Международного института внеземных цивилизаций, а вторые...

Вторые - представители новой "профессии" - сталкеры. Узнала, что слово это произошло от английского глагола, который буквально означает "пробираться крадучись".

Главный герой повести как раз сталкер. И не просто рядовой сталкер, а один из лучших. Рэд Шухарт по прозвищу "Рыжий". Проработка авторами образа этого героя, меня лично, восхищает. Насколько он сложный, неоднозначный. И то, что сам герой является рассказчиком, я считаю "жирным плюсом" в книге.

С Зоной ведь так: с хабаром вернулся - чудо, живой вернулся - удача, патрульная пуля - везенье, а всё остальное - судьба...
Сижу на лавочке, в коленках пусто, в голове пусто, в душе пусто, знай себе глотаю крепкое, как воду. Живой. Отпустила Зона. Отпустила, поганка. Стерва родимая. Подлая. Живой. Ни хрена новичкам этого не понять. Никому, кроме сталкера, этого не понять. И текут у меня по щекам слёзы - то ли от крепкого, то ли сам не знаю от чего.

Рэд Шухарт как будто постоянно балансирует между добром и злом. В нём положительные качества уживаются с отрицательными. Часто Рэд оказывается в ситуации, когда должен сделать нравственный выбор, и каждый раз авторы поворачивают сюжет так, что нельзя однозначно оценить, хороший он человек или плохой.

Рэд обладает бесценными знаниями и навыками по выживанию в Зоне, казалось бы работай при Институте, води в Зону учёных, но он хочет жить так, чтобы не считать деньги, а работа на кого-то вызывает у него отвращение.

Он искренне переживает из-за гибели Кирилла, любит свою дочь Мартышку, даже проявляет заботу о "покойнике" отце, но отдаёт в жертву очень славного парнишку, буквально "выключает" жалость к нему. Рэд считает себя лучше Стервятника, но при этом поступает так же. И наверное, я поняла бы, если бы он мстил Стервятнику за какую-то личную травму или потерю, а ведь этого нет.

Заботится о своей жене Гуте и с нежностью думает о ней, но при этом изменяет ей с Диной. К слову, Гута - очень сильная женщина. Мы не знаем о чём она думала и что чувствовала, но она всегда оставалась верной своему выбору, её слова всегда соответствовали её делам.

У Рэда Шухарта есть принципы, и он стремится в сторону добра, но в то же время, средства, которые он выбирает, а иногда и обстоятельства, относят его хотя бы на немного в другую сторону. И вот в связи с этим эпиграф "Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать" очень подходит к произведению.

Хотя, конечно, его можно отнести и к Зоне. "Мусор", оставшийся после "пикника" не только сам по себе разный: безопасный и опасный, но и те, кто его используют, могут его применить как во благо, так и во зло. Не знаю, верно это или нет, так мне представляется.

Язва оказалась не такой уж и язвой, и даже не язвой вовсе, а, напротив, сокровищницей... А теперь уже никто и не знает, что она такое - язва ли, сокровищница, адский соблазн, шкатулка Пандоры, чёрт, дьявол...

Иллюстрация с обложки одного из изданий произведения.
Иллюстрация с обложки одного из изданий произведения.

И, конечно, финал повести вызывает и восхищение и потрясение одновременно. На протяжении всего произведения, кажется, что Рэд точно знает, что хочет. И во время похода к Золотому Шару он думает, что не просто так он пожертвует спутником, а ради дочери. И вновь Стругацкие, как говорится, делают "финт", и вновь Рэд поступает не так, как ожидал читатель. А самое главное, опять же нельзя однозначно сказать, прав он или не прав, напрасно он пришёл или нет.

Обычно читатели "Пикника" после последнего предложения задаются вопросом: "Возможно ли счастье для всех?" А мне другой вопрос хочется задать: "Зависит ли счастье от Золотого Шара?" Разве он принёс счастье Стервятнику, угробившему столько жизней ради того, чтобы, как он сказал, "вымолить нормальных детей"? Если сравнить, как к отцу относится Дина, и как Мартышка, то...

Иллюстрация с обложки одного из иностранных изданий произведения.
Иллюстрация с обложки одного из иностранных изданий произведения.

Попробовала посмотреть фильм Тарковского, но поняла, что просто не смогу. Прочитала пересказ сюжета в Википедии. Это совсем другое произведение, хотя сценарий и написан братьями Стругацкими. Наверное, если бы мне в руки попал написанный ими сценарий, я прочитала бы с удовольствием. В кратком пересказе ведь всех нюансов нет, а смотреть, увы, у меня терпения не хватит.

Это моё "первичное восприятие" произведения, как принято говорить в методике преподавания. Для того, чтобы осмыслить всё как следует, надо перечитать, может и не один раз. Так что обязательно вернусь к книге через какое-то время.

Есть желание что-то добавить, возразить или обсудить, встретимся в комментариях.