В последние годы я внимательно слежу за российскими производствами фарфора, которые не закрылись в 1990-е годы, а выдерживают конкуренцию с китайской продукцией. Среди моих фаворитов в этом году - предприятия Гжели. В этой статье мы вернемся в былые времена и вспомним, благодаря чему состоялась история успеха подмосковной керамики.
Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю керамические выставки и музеи в Москве ( и не только), бываю на блошиных рынках и в антикварных салонах. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Гончарный центр России с XVIII века
С середины XVII века подмосковная земля славилась своими глинами. М.В. Ломоносов описывал чистоту и отсутствие примесей в гжельской глине, отмечая, что «нигде не видал превосходнее». В XVIII веке местную глину использовали в качестве сырья для первого в России Императорского фарфорового завода, а также для майоликового производства А.К. Гребенщикова. Неудивительно, что Гжель стала видным керамическим центром и родиной популярного народного промысла.
Гончарный район Гжели состоял из 30 деревень и сел, входящих в современный Раменский район Московской области. В керамическом производстве были заняты Жирово, Кузяево, Трошково, Бахтеево, Речицы, Ново-Харитоново, Турыгино. Около половины всех фарфорово-фаянсовых заводов России XIX века были сосредоточены в Гжели.
Мастера из Московской губернии проявили себя во всех видах керамического искусства: в майолике, фарфоре, фаянсе и полуфаянсе, в гончарном деле.
Майолика Гжели
Первый завод А.К. Гребенщикова наладил выпуск майолики во второй половине XVIII века. Гжельские керамисты прошли хорошую школу у Гребенщикова, и позднее начали открывать собственные производства. Особенно выделялись мастера заводов с. Речицы и д. Кузяево.
Майолика Гжели, помимо высочайшего качества, носила характер народного творчества. Ее расцвет пришелся на 1770-80-ее гг., особенно поразительны по красоте и изобретательности кувшины, квасники и кумганы. В декорировании изделий сочетались элементы иконописи и народного лубка. Гжельская посуда была представлена в Зимнем Дворце вместе с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства того периода.
Фаянс и фарфор Гжели
В 1790-е годы начинается постепенный упадок гжельской майолики, ей на смену приходят фаянс и фарфор. На рубеже XVIII-XIX веков в местности насчитывалось около 50 заводов по изготовлению полуфаянса.
В 1830-40 ее гг. в России посуда из фаянса была доступной и красивой, а следовательно, получила широкое распространение. Фаянс выпускали на заводах Рачкиных, Самсоновых, Фоминых, Жадиных, Гулиных, Тереховых и Киселева. В декорировании художники использовали монохромный переводной рисунок и цветную ручную роспись. Большим спросом пользовались вещи, расписанные в этрусском и китайском "вкусе". С 1850-60 годов стал выпускаться опак, из которого удавалась чайная посуда, окрашенная в массе в голубой цвет.
Крупный керамический центр находился в с. Речицы, Бронницкого уезда, где в первой четверти XIX в. было более 20 заводов. Тонкий фаянс появился в Гжели, благодаря опытам керамиста А. Киселева, который трудился на заводе братьев Тереховых.
Другим важным местом была деревня Кузяево, где во второй половине XIX века работали заводы Н. Храпунова (год основания 1815), Фоминых ( основан в 1800 г.), Назарова ( основан в 1816 г.), Гусятникова ( основан в 1817 г.)., братьев Новых (год основания 1818).
Гжельский фарфор отличался многообразием сюжетов росписи. Это романтические пейзажи и портреты, орнаменты, литературные и мифологические сюжеты. Многие изделия оставались немаркированными.
Фарфор Гжели
О выпуске фарфора в Гжели известно с 1802 года. Первым начал производить фарфор Павел Куликов из дер. Володино, это был первый в округе керамический завод, выпускавший не только посуду, но и народную игрушку.
В 1830-40-е годы фарфоровую продукцию выпускали более 50 местных заводов и 40 живописных мастерских.
Сервизы и мелкая пластика заводов братьев Новых, Барминых, Кудиновых, Храпунова, Кузнецовых, Козловых, Терехова и Киселева являются предметом гордости современных коллекционеров и исторических музеев, поскольку обладают высокой художественной ценностью.
Гжель в конце XIX века
В конце XIX века гжельская продукция начинает терять свое первенство, уступая объединениям и крупным предприятиям, наподобие завода Ф. Гарднера или Товарищества М.С. Кузнецова. Хотя небольшие предприятия Куриновых, Жадиных, Квартального ( дер. Речицы), Дунашовых ( Турыгино), Федяшина ( Жирово), Храпунова-Нового ( Кузяево) продолжали выпускать фарфоровую продукцию. Листайте фото.
Послереволюционный период
После 1917 года частные гжельские заводы закрылись. С 1920-30-х гг. начинаются попытки восстановить гжельский гончарный промысел, появились артели "Путь Ильича", "Объединенный фарфорист". В 1929 году в деревне Турыгино возникла артель «Вперед, керамика», выпускавшая глиняную игрушку, раскрашенную масляными красками. В 1921 году открылась керамическая профтехшкола в Ново-Харитоново, а в 1931 году - Гжельский силикатно-керамический техникум.
1940-е годы
В 1940 х годах, благодаря крупнейшему эксперту в области керамики Салтыкову А.Б. и художнице Бессарабовой Н.И., началась научная и опытная работа по восстановлению гжельского промысла. Специалисты и профессионалы в своем деле, они смогли создать современное прочтение народного керамического искусства.
1960-70 годы
Этот период связан с деятельностью художников Азаровой, Дунашовой, Окуловой, Федотова, Авдонина, Розанова. Талантливые керамисты, они вернули былую популярность гжельской мелкой пластике. В 1967 году работа «Чаепитие» Л.П. Азаровой получила золотую медаль на Всемирной выставке в Монреале.
В 1972 году разрозненные заводы и мастерские области объединились в ПО «Гжель» под руководством В.М. Логинова. С 1990-х годов возродилась полихромная майолика, начался выпуск керамической плитки и изразцов.
Современная гжельская керамика продолжает развиваться, пользуется спросом; открыты магазины, заводы принимают участие в выставках и ярмарках. Я обратила внимание на стенды "Объединения Гжели" на крупнейшей выставке "Ладья", а также на их современный маркетинг и активное продвижение продукции в социальных сетях.
Желаю им процветания и дальнейших успехов!
В статье автор использовала:
- Сайт Государственного Исторического Музея Москвы.
- Фотографии с временной выставки "Стремление к изящному", Музей фарфора им. В. Орлова, г. Ярославль. Изделия из частных коллекций И. Сбруева, Э. Оленева, А. Орловой.
- Фото автора с выставки народных промыслов "Ладья", март 2023 г.
- Энциклопедию "Русская художественная керамика VIII - XXI века", Москва, 2017
Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!
На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.
Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE
Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups
Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups
Инстаграм @porcelainandtravel