Погружаясь в изучение антиквариата, можно выяснить, что лучшие русские фарфоровые и фаянсовые предприятия находились либо в Петербурге и его окрестностях, либо в Московской губернии. Вечное противостояние Москвы и Петербурга за звание самого культурного, блестящего и красивого города России проявлялось даже в производстве посуды! В этой статье мы будем исследовать тему изображения двух столиц на фарфоре XIX века.
Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю выставки и музеи в Москве, бываю на блошиных рынках и в антикварных салонах. Также я смотрю онлайн-коллекции самых известных музеев и делюсь с моими читателями. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!
Две столицы
В 1712 году Петр Первый перенес столицу в Санкт-Петербург, и с тех пор этот город стал любимой резиденцией русских правителей. Петербург с его окрестностями строили лучшие зодчие для императоров и аристократов, и сейчас он привлекает своими архитектурными ансамблями, пышными дворцами и богатейшими музеями мирового уровня.
В 1918 году советское правительство вернуло Москве статус столицы, и позже она стала символом могущества СССР. Сейчас Москва процветает, сияет и является одним из красивейших городов мира.
Мне, как человеку, который выбрал 10 лет назад Москву, всегда интересно сравнивать темп жизни, богемную культурную жизнь и характеры коренных москвичей и петербуржцев. В каждом городе есть свои нюансы, которые замечали еще современники в XVIII и XIX веках. Мы помним, что Петербург в тот период являлся столицей России. Любопытно было прочитать сравнение двух городов у В.Г. Белинского.
В Москве вы часто можете слышать вопрос: «чем вы занимаетесь?». В Петербурге этот вопрос решительно заменен вопросом: «где вы служите?». Слово «чиновник» в Петербурге такое же типическое, как в Москве «барин».
В.Г. Белинский, статья «Петербург и Москва». Собр. соч. Т. 3, М., 1948.
Виды Москвы на фарфоровых изделиях завода Попова
В Санкт-Петербургской губернии до революции производством высокохудожественного фарфора занимались Императорский фарфоровый завод, предприятия Батенина и братьев Корниловых, фаянсовый завод Поскочина, а в Московской губернии работали старейшие фабрики Гарднера, Попова, Гжели. Все эти предприятия были конкурентами и отличались высоким качеством продукции.
Начну обзор с изделий фабрики А.Г. Попова, которая находилась в деревне Горбуново Московской губернии. Чашки с изображением московского Кремля привлекли мое внимание на постоянной выставке в музее "Кусково".
На заводе А.Г. Попова выпускалась чайная посуда с изображением Спасских ворот, Успенского Собора, древнего Кремля, то есть, самых известных архитектурных памятников Москвы. Интерес у покупателей к посуде Попова с городскими пейзажами во многом был связан с шумным празднованием 700-летия Москвы в 1847 году.
Виды Москвы на фарфоре Императорского фарфорового завода
Необычный набор посуды с видами Москвы был выпущен на ИФЗ в начале 1880 гг. Напомню, что Невская порцелиновая мануфактура (позже - Императорский фарфоровый завод) была основана в Петербурге в 1744 году. Набор с видами Москвы был изготовлен с имитацией художественной фотографии, которая активно входила в моду в XIX веке. В данном сервизе использовалась также техника "pate-sur-pate" - для создания рельефного декора. Сервиз был создан по эскизу архитектора и художника А.А. Шрейбера.
Разумеется, Императорский фарфоровый завод в XIX веке чаще выпускал посуду с пейзажами Петербурга, рассчитывая, в первую очередь, на приезжающих в столицу гостей и иностранцев.
Петербург в живописи
В начале и первой середине XIX века были построены архитектурные шедевры и достопримечательности, определившие современный облик города: здания Биржи, Гостиного двора, Адмиралтейства, Дворцовой набережной и другие. Многие из живописных мест Санкт-Петербурга были запечатлены в рисунках, гравюрах и литографиях художников той эпохи, которые впоследствии послужили основой для росписи по фарфору.
Среди прочих выделяется творчество Ф.Я. Алексеева, основоположника городского пейзажа. В 1790-х гг. он изображал панорамы Петербурга, за которые получил звание академика. В 1800 г. по указанию Сената живописец был отправлен в Москву для создания городских видов, а в 1800–1810-х гг. написал новую серию картин с изображением Петербурга.
Мастера по фарфору копировали гравюры и акварели, наиболее известны копии городских пейзажей П.П. Свиньина, А.Е. Мартынова.
Кроме столичного Петербурга источником вдохновения служили литографии с видами пригородов: Павловска, Гатчины, Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума и других дворцовых ансамблей. Окрестности Петербурга копировали с работ С.Ф. Галактионова, И.В. Ческого, А.Г. Ухтомского, И.Д. Телегина, которые в свою очередь, опирались на картины художника С.Ф. Щедрина.
Виды Петербурга на фарфоре завода Батенина
Рисунки с панорамами северной столицы использовали живописцы фарфорового завода Ф.С. Батенина, который был расположен на Выборгской стороне Санкт-Петербурга. Магазин Батенина находился на Невском проспекте, д. 25. Мастера завода прославились как оформлением чайно-кофейной посуды, так и роскошными вазами.
Батенинские амфорные вазы с видами Петербурга за золотом фоне стали своего рода "визитной карточкой" завода.
В собрании музея керамики "Кусково" в Москве есть парные вазы Батенина - одна с изображением Невского проспекта, а вторая с видом на Московский Кремль.
Виды Петербурга на фарфоре братьев Корниловых
Еще одна мануфактура, запечатлевшая архитектуру северной столицы, принадлежала братьям Корниловым. К середине XIX века завод Корниловых, основанный в 1835 году в Петербурге в деревне Полюстрово, входил в число ведущих предприятий дореволюционной России. Значительное место в их росписи занимали мотивы Петербурга, изображения императорских дворцов и парков. Для Корниловых была характерна форма ваз в виде амфор с четырехгранным основанием; нередко использовались активное золочение и лепнина.
Виды Петербурга в фарфоре завода Гарднера
Сюрпризом для меня оказалось создание подобных ваз на фарфоровом предприятии Франца Гарднера, расположенном в селе Вербилки Московской губернии (основан в 1766 г.). Среди продукции Гарднера живописные вазы были редкостью.
Гарднеровская ваза из Русского музея расписана по литографии неизвестного художника «Вид на Адмиралтейство и бульвар со стороны Дворцовой площади» (1820-е годы). С обратной стороны ее украшают миниатюры на мифологические темы и пейзажи. Изделие с видом Адмиралтейства имеет парную вазу с изображением Большого театра Петербурга. Листайте фото.
Советский фарфор Москвы и Ленинграда
Безусловно, в XX веке мотивы Москвы и Петербурга на фарфоре радикально меняются. Две столицы после 1917 года вошли в новую эпоху, появились другие Москва и Петроград/Ленинград; это отдельная и очень интересная тема в фарфоровом искусстве. Она заслуживает изучения работ, выпущенных на Ленинградском Фарфоровом Заводе, и на подмосковных фабриках в Дулево и Дмитровском заводе в Вербилках. Соперничество школ художественного ленинградского и московского фарфора продолжается?
Для иллюстраций к статье были использованы:
Экспонаты онлайн-коллекции Государственного Русского музея, Петербург.
Онлайн-выставка "Московский Кремль в керамике" музея "Кусково", Москва.
Е. Стрелкова. Живописный Санкт-Петербург на фарфоре завода Батенина//Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, 2010, май.
Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!
На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.
Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE
Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups
Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups
Инстаграм @porcelainandtravel
#историяфарфора #музеимосквы #антиквариат #музеипетербурга #старинныйфарфор