Найти в Дзене

Karosa-SM11 – стильный чехословацкий автобус 60х

Всем привет!

В период бурного развития социализма страны Восточной Европы, и Чехословакия не исключение, старались полностью обеспечить себя собственной техникой. Автобусы не были обделены вниманием: фирма Karosa двигалась в ногу со временем, и в 1961 г. выпустила модель Karosa-SM11.

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Наш герой пришел на смену модели Skoda-706RTO, о котором я писал здесь. От предшественника в автобусе почти ничего не осталось: кузов стал полностью новым, дверей для пассажиров стало три, а двигатель объемом 11 л и мощностью 204 л. с. переместился в базу. При этом мотор по-прежнему поставлялся фирмой Skoda.

Karosa-SM11 сзади. Источник фото: commons.wikimedia.org
Karosa-SM11 сзади. Источник фото: commons.wikimedia.org

Салон тоже сильно изменился: понизился уровень пола, а сидячих мест стало 29, при этом накопительной площадки внутри по-прежнему не было. Но это не помешало перевозить в автобусе 96 человек.

Салон Karosa-SM11. Источник фото: commons.wikimedia.org
Салон Karosa-SM11. Источник фото: commons.wikimedia.org

В серию Karosa-SM11 пошел в 1965 г. Очень быстро он завоевал популярность у себя на родине, иногда отправлялся и в соседние страны соц. лагеря. Несколько машин попало и в СССР, но все они с 1967 по 1973 г. работали в московском аэропорту Шереметьево как аэродромные автобусы. Они иногда мелькают в кадрах любимого нами советского фильма:

Кадр из к/ф «Невероятные приключения итальянцев в России», реж. Э. Рязанов, СССР, 1973 г.
Кадр из к/ф «Невероятные приключения итальянцев в России», реж. Э. Рязанов, СССР, 1973 г.

Вскоре эти автобусы были переданы в Ставрополь и Минеральные Воды, где они продолжали обслуживать аэропорты до 80х гг., а позже были списаны.

На родине же Karosa-SM11 стал основой для целого семейства автобусов. Кроме городских модификаций, завод освоил выпуск пригородных:

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

И туристических автобусов:

Источник фото: auto.vercity.ru
Источник фото: auto.vercity.ru

Всего же до 1981 г. было выпущено около 9900 таких машин. К тому времени на конвейер вышли автобусы Karosa серии 700, с которыми SM11 тягаться не мог. Но жизнь его продолжалась, и даже часть экземпляров попала в страны бывшего СССР. Правда, там они долго не продержались и оказались брошенными:

Источник фото: fotobus.msk.ru
Источник фото: fotobus.msk.ru

Зато чехи ценили историю и сумели сохранить несколько автобусов в музеях:

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Karosa-SM11 – не такой известный нам автобус, но сумевший и показать себя в Восточной Европе, и отразиться в советской культуре. Последнее заметно не сразу, и тем не менее, это очередной пример дружбы народов, которой так не хватает сегодня.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!