Есть такой профессор психолингвистики Валерий Павлович Белянин. Сейчас он вроде как в основном занимается психотерапией - то есть отошёл от научной деятельности. И это очень жаль, потому что одно время он написал много интересного по поводу восприятия художественного текста.
А научные идеи дело такое: если человек не занимается исследованиями, не публикуется из года в год, не работает с последователями (не пестует аспирантов и докторантов😜), одним словом - если не создаёт школу, то его идеи могут просто затеряться. Горе одному, один не воин, во всяком случае, в современной науке.
Идеи же его, если коротко, такие:
1) есть характеристика текста, которая зависит от акцентуации личности автора текста
2) эта характеристика называется "эмоционально-смысловая доминанта"
3) "эмоционально-смысловая доминанта" влияет на восприятие текста читателем, ибо читатель тоже обладает определённой акцентуацией личности
Это реально ОЧЕНЬ коротко, но в этом самое главное. Некая психологическая особенность писателя общается с некой психологической особенностью читателя, а посредником служит некая особенность текста. Если читатель совпадает с писателем - он узнаёт это через эмоционально-смысловую доминанту.
Следствия:
- по эмоционально-смысловой доминанте можно узнать нечто об авторе
- по реакции на текст можно узнать нечто о читателе
- по особенностям личности человека можно предсказать, какие тексты ему понравятся
- по особенностям личности автора можно предсказать, что за тексты он напишет
Разработка идеи:
Акцентуации личности - более-менее традиционное понятие психологии, их насчитывается около десятка, Белянин для своих целей взял шесть наиболее ярких (паранойяльность, маниакальность, депрессивность, эпилептоидность, истероидность и шизоидность. Не подумайте чего плохого, это не патологии, а явления психического порядка, они вполне могут быть частью нормы)
В соответствии с ними он разработал типологию текстов, но в разных публикациях и количество, и названия типов варьируются. Вот это недостаток отсутствия научной школы, были бы у него ученики - навели бы относительный порядок))
Мне нравится типология, в которой шесть типов текстов. Сразу предупреждаю, что названия очень условные.
Светлые тексты. Доминанта: знание смысла жизни и трансляция его другим людям (а вот так). Типичный текст - "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"
Тёмные тексты. Доминанта: жёсткая оппозиция добра и зла. Пример - "Дикая охота короля Стаха". Короткевич вообще спец по тёмным текстам
Печальные тексты. Доминанта: всё прекрасное - в прошлом, Пример - "Пиковая дама"
Весёлые тексты. Доминанта: путь к успеху через приключения и опасности. Типичный текст - "Что сказал покойник" Хмелевской
Красивые тексты. Доминанта: драматические события и переживания. Примеров аж два приведу, по-моему, прикольно, что они попали в одну ячейку: "Рабыня Изаура" Б. Гимараенса и "Чучело" В. Железнякова
Сложные тексты. Доминанта: теоретические концепции и рациональное постижение мира. Ну, тут вся научная фантастика чохом. Брэдбери, Стругацкие и т.д.
Для пущей наглядности Белянин малость обобщает и упрощает, далеко не все тексты "одномерны". А вот что я заметила: чем больше у текста эмоционально-смысловых доминант, тем текст реально круче. "Три товарища" Ремарка - черты весёлого, светлого, красивого и печального текста.
"Мастер и Маргарита" - я анализировала, свидетельствую, там вообще черты всех шести доминант, от "красивого" текста там, например, линия Маргариты, а от "сложного"- несколько "этажей" повествования и их непростое взаимовлияние.
В общем, мне нравятся такие заморочки.
Я, когда про классификацию Белянина рассказываю, всегда получаю возможность наслушаться в духе "ну, это как-то притянуто, неочевидно, формально, алгеброй гармонию и т.д.". Так что не стесняйтесь, эсли что))
Любите сумасшедшие психолингвистические идеи?
Об одном из типов текстов: