*материал со звездочкой
Metaverse начала потихоньку исчезать из повестки, однако слух о запуске нового продукта, похоже, готов вернуть ее к жизни. Сможет ли Apple найти массовое применение своим гарнитурам, выходящим за рамки игр?
В следующий понедельник Apple проведет WWDC 2023. В отличие от прошлых лет, когда лейтмотивами были грядущие обновления ПО, в этом году ожидается, что аппаратное обеспечение займет центральное место. Сообщается, что после более чем семи лет разработки Apple собирается представить Reality Pro, гарнитуру стоимостью около 3000 долларов.
По словам Марка Гурмана из Bloomberg, который в репортажах раскрыл практически все детали устройства, Reality Pro, помимо других функций, будет предлагать звонки VR FaceTime, иммерсивное видео и внешний дисплей для подключенных компьютеров Mac. Однако по состоянию на январь компания не нашла «убойного приложения» для устройства — достаточно привлекательного, чтобы оправдать высокую цену и стимулировать повседневное использование.
В то время как отчеты о виртуальной реальности часто фокусируются на средних показателях продаж, показатели использования, возможно, должны вызывать большее беспокойство. В прошлом году The Wall Street Journal сообщила, что через шесть месяцев после покупки более половины гарнитур Meta* Quest стоимостью 400 долларов больше не использовались — свидетельство того, как быстро исчезает новизна ощущений.
По мере того как после пандемии мир постепенно открывался заново, энтузиазм в отношении некоторых видов цифрового опыта угас. Zoom достиг максимума в 559 долларов в октябре 2020 года — и сегодня торгуется на уровне 67,83 доллара. Огромные взаимосвязанные миры привлекли аудиторию в Roblox и Fortnite, но они упорно остаются автономными, 2D-играми.
Meta*, которая была полна решимости возглавить долгожданный сдвиг в metaverse, сегодня владеет примерно 80% рынка гарнитур. Но их продажи упали на 54,4% в годовом исчислении, а выручка подразделения Meta* Reality Labs в прошлом квартале снизилась на 50% по сравнению с предыдущим годом. Запуск Meta* Quest Pro стоимостью 1500 долларов в прошлом году был направлен на расширение рынка гарнитур за пределы игровых приложений, которые составляют большую часть времени, проводимого с ними людьми. Но оценки продаж показывают, что реакция на такие функции, как виртуальные рабочие столы и конференц-залы, была слабой.
Все это говорит о том, что у Apple есть над чем поработать. Краткосрочные амбиции компании являются благоразумно осторожными (изначально компания надеялась, что сможет продавать около 3 миллионов устройств в год, но снизила эти оценки примерно до 1 миллиона, затем до 900 000 единиц). В конечном счете компания представляет себе мир, в котором работники умственного труда будут носить подобные устройства весь день.
Но в ближайшее время это будет невозможно. Гарнитуры кажутся слишком громоздкими, время автономной работы слишком коротким, а заявленный дизайн слишком обременен очевидными компромиссами, чтобы привлечь всех, кроме самых восторженных первых пользователей. Это, вкупе с отсутствием убойного приложения, позволяет предположить, что Reality Pro принесет Apple больше пользы как повод заманить покупателей в демонстрационную зону розничных магазинов компании, чем как бизнес на уровне iPhone.
Если ChatGPT не станет разумным, вероятно, пройдет четыре или более лет, прежде чем какой-либо компании удастся решить технические и творческие задачи, необходимые для перехода к платформе, ориентированной на виртуальную реальность. Но какой бы разочаровывающей ни была метавселенная в некоторых отношениях, постепенные улучшения из года в год очевидны для любого, кто готов ее тестировать.
*эксклюзив и/или глубокая аналитика из зарубежных источников, материал, который требует погружения в тему
*входит в Meta – организацию, запрещенную на территории РФ