Не так много стран в мире могут похвастаться собственным военным авиастроением. А о производстве истребителей 5-го поколения и говорить не приходится. Всего три страны в мире смогли разработать и запустить 5-е поколение в серийное производство. Это Россия, Китай и США.
Безусловное первенство в программе боевых летательных аппаратов 5-го поколения принадлежит Соединённым Штатам. Не мудрено, поскольку в распоряжении этой страны "печатный станок". Сначала у американцев появился малозаметный истребитель F-22 Raptor принятый на вооружение в 2005 году. Машина оказалась очень сложной и чрезвычайно дорогой. Уже в 2011 году производство "Рапторов" было свёрнуто. Количество выпущенных самолётов данного типа оказалось значительно меньше первоначально заявленного. В общем, в F-22 не оправдал возложенных на него надежд.
Затем последовало массовое производство более современных малозаметных истребителей F-35 Lightning II был принят на вооружение ВВС США в 2016 году. Сейчас самолёт активно предлагается по весьма неадекватной цене союзникам Америки. Количество выпущенных экземпляров F-35 уже превысило 840 экземпляров. При этом данный самолёт по-прежнему "сырой" и имеет более 800 существенных недостатков, что признают даже в США. И здесь у американцев не всё гладко.
Так что постоянно переносившийся запуск в серийное производство российского Су-57 вполне обоснованный. Лучше иметь отработанный и боеспособный самолёт сразу, из заводских цехов, чем потом на протяжении нескольких лет тратить бюджетные деньги и устранять недоделки.
Но сейчас речь не о России, а о заклятых заокеанских недругах. У них есть ещё проблемы с пятым поколением, но они не собираются останавливаться в разработках перспективных воздушных боевых платформ.
Некоторое время назад в США стартовала программа NGAD (Next-Generation Air Dominance) – совместный проект ВВС США и американских авиастроительных корпораций по созданию боевого самолёта 6-го поколения. Согласно данным некоторых источников, первый лётный образец нового истребителя уже совершил свой первый полёт. Так ли это на самом деле? Не так. Кто-то попытался выдать желаемое за действительное.
Новая программа – это пока планы США по созданию самолёта-невидимки 6-го поколения. Публикация на данную тему появилась на страницах американского аналитического издания 19FortyFive.
В публикации даётся ссылка на министра ВВС США Фрэнка Кендалла, который заявил о том, что программа NGAD "приближается к завершению". Отмечено, что американский чиновник никогда не кидает слов на ветер. Он часто выступает на конференциях с шутками и произносит фразы, которые являются подсказками относительно перспективных систем вооружений. На этот раз, обращаясь к отраслевому собранию, Кендалл сообщил, что программа истребителя 6-го поколения находится в стадии разработки.
Во время ежегодной конференции Ассоциации воздушно-космических сил, проходившей 19 сентября 2022 года в Нэшнл-Харборе (штат Мэриленд), министр сообщил, что идёт работа над фактической конструкцией самолёта. Соответственно, речь идёт о том, что американские конструкторы находятся на этапе разработки и производства.
По словам Кендалла, следующим шагом в программе NGAD станет "профессиональная проверка дизайна". Это важная часть этапа проектирования, производства и разработки. Таким образом, истребителю NGAD ещё очень далеко до серийного производства, а тем более до начальной эксплуатационной готовности. Но, вероятно, у конструкторов уже есть конкретные идеи, как он будет выглядеть.
Планируется, что истребитель 6-го поколения NGAD заменит уже стоящий на вооружении F-22 Raptor. Это будет целое семейство систем, которое позволит истребителю быть "защитником" в воздухе, а так же реализовать концепцию верного ведомого – самолёт сможет вести сетевые беспилотники. Самолёт сможет получать информацию об обстановке и целеуказание одновременно от пяти беспилотников-невидимок, летящих строем.
Такая конфигурация позволит NGAD проникать в воздушное пространство противника и атаковать цели, кроме того атаковать обнаруженные объекты врага смогут и сами ведомые беспилотники. Для выполнения ряда задач возможно объединение истребителей NGAD и уже имеющихся F-35 в составе одной эскадрильи.
Что касается беспилотников, то один такой аппарат сможет нести оборудование радиоэлектронной борьбы, второй может выступать в роли приманки для средств ПВО, третий будет нести ракеты для ударов по обнаруженным наземным целям... Как сказал министр ВВС США, идея состоит в том, чтобы создать несколько целей, которые противник не сможет проигнорировать.
Так же американский функционер напомнил присутствовавшим на конференции, что новый боевой самолёт не будет готов до конца текущего десятилетия. Но будущий истребитель будет приобретать новые возможности по мере развития аэрокосмических технологий, таких как искусственный интеллект.
Программа NGAD потребует огромных инвестиций. Оценочно это несколько сотен миллионов долларов на один самолёт. Только в 2023 году ВВС США запросили из бюджета 1,3 миллиарда долларов, из которых 133 миллиона будут направлены на исследования, разработки, испытания и оценку.
Итак, истребителя NGAD у американцев "в металле" нет. Никой прототип ещё не летал. О каком лётном прототипе можно говорить, если заокеанские недруги не могут довести до ума самолёт пятого поколения? Истребитель 6-го поколения – это пока проект. Судя по опубликованной информации, касающейся "дизайна" перспективной воздушной платформы, ещё только предстоит продувка модели самолёта в аэродинамической трубе. Когда-нибудь...
А вообще всё это дело напоминает программу стелс-эсминцев Zumwalt – много шума, много пиара, многие миллиарды затрат и околонулевой результат. Кстати, о деньгах. Исходя из озвученных сумм, вся программа NGAD напоминает грамотное "освоение" государственных средств авиастроительными корпорациями США и определёнными чиновниками Пентагона. Из запрошенных на программу перспективного истребителя 1,3 миллиарда долларов лишь 10% пойдут на научно-исследовательские работы. А остальные деньги куда? Вопрос очень интересный. Впрочем, это проблемы заокеанских недругов.
А Вы что думаете по данному поводу? Пишите в комментариях!