Найти тему
Город на память

«Город на память». 816. Музей «Дом винтажной музыки»

4 июня 2023 года/
Москву называют музейной столицей мира - в городе насчитывается свыше 450 музеев, в которых можно увидеть и выдающиеся произведения искусства, и чудеса инженерной мысли. Истории звукозаписи и воспроизведения звука посвящена экспозиция частного аудиомузея «Дом винтажной музыки», несколько лет проработавшего на ВДНХ, а весной 2023 года переехавшего в подвальные помещения новостройки на Серпуховском Валу. Наверняка в доме отличная звукоизоляция, потому что большинство экспонатов находятся в рабочем состоянии и готовы продемонстрировать посетителям свои «вокальные способности».

-2
-3

Как рассказала Кристина Беленькая, основатель музея, блогер, преподаватель и мать девятерых детей, «Дом винтажной музыки» начался с семейного увлечения - коллекции разнообразной исправной и неисправной аппаратуры, заполонившей весь дом. Чтобы техника оставалась живой и не превратилась в бездушные предметы, её надо периодически включать. Когда в домашнем собрании появилось немало настоящих раритетов, коллекционеры решили открыть музей, в котором можно не только посмотреть экспонаты, но и послушать звуки разных эпох.

-4

Музейная экспозиция начинается прямо в гардеробе, где на стене размещены американские грампластинки, оформленные в игривом стиле пин-ап. Пластинки с такими красочными картинками на подложке под материалом шеллак продавались в качестве сувенирной и подарочной продукции, качество их записи - не хуже, чем на обычном чёрном виниле. Кстати, самые распространённые материалы для производства грампластинок - шеллак и винил - прозрачные, а ставший традиционным чёрный цвет им придаёт угольная добавка.

-5
-6
-7

Первой попыткой запечатлеть музыку стал симфонион или музыкальная шкатулка с металлическим диском. На этом примитивном аппарате можно услышать только мелодию, но не звуки скрипки или фортепиано.

-8
-9

Звукозапись возникла лишь в 1877 году, когда француз Шарль Кро изобрёл палеофон, а американец Томас Эдисон - фонограф. Независимо друг от друга они придумали принцип записи звуковых волн на физические носители. Колебания передавались на иглу, которая царапала восковой валик, фиксируя звук. Эдисон первым запатентовал изобретение и показал его публике. Качество такой полукустарной записи оставляло желать лучшего и артисты не всегда узнавали свой голос при воспроизведении на фонографе, справедливо полагая, что поют они талантливее.

-10

Следующим этапом эволюции звукозаписи стал граммофон, изобретённый немецким инженером Эмилем Берлинером в 1887 году.

-11

Он изменил способ записи с глубинного на поперечный, а в качестве носителя стал использовать плоский диск вместо цилиндра. Томас Эдисон также собрал подобное устройство, но дисковый фонограф Эдисона увидеть можно разве что на картинках - вещь чрезвычайно редкая. Перспективную технологию взял на вооружение и Гильон Кеммлер, сделавший устройство более компактным и назвавший его - патефон.

-12
-13

В обоих случаях это был ящик или чемодан со звуковоспроизводящим аппаратом и рупором, а отличие граммофона от патефона - в разных торговых марках. Заводились аппараты при помощи ручки, рупор небольшого размера можно было спрятать во встроенный шкаф, который выполнялся по индивидуальному заказу.

-14
-15
-16
-17
-18
-19

Этот аппарат Klingsor способен качественно воспроизводить запись даже на корабле во время качки.

-20

Компания Klingsor устанавливала струны на корпусе перед акустическим окном якобы для улучшения звучания, но на самом деле это был маркетинговый ход.

-21

Деревянный человечек Растус мог плясать при вращении шпинделя аппарата.

-22

Звукозапись поначалу производилась только на одну сторону диска, а ресурс пластинки составлял до 500 проигрываний. Материалом служил шеллак - природная смола, которую вырабатывали насекомые, а более прочный, дешёвый и износоустойчивый синтетический винил появился позднее.

-23
-24
-25

Визитной карточкой «Berliner’s Gramophone Company» стало изображение щенка, слушающего граммофон, в сопровождении с рекламным слоганом - «Даже собака узнает голос хозяина». На рисунке Френсиса Барро запечатлена собачка по кличке Ниппер, принадлежавшая его брату Марко Барро. К тому времени Марко уже не было в живых, а его питомец подбегал к фонографу, когда из рупора звучал записанный голос хозяина. Художник продал рисунок компании грамзаписи и Ниппер стал всемирно известен. В Российской империи тогдашние маркетологи посчитали, что картинка несёт негативную коннотацию («брешет, как собака») и грампластинки стали продвигать под брендом «Пишущiй Амуръ».

-26
-27

Электрофон (электрорадиограммофон, электропроигрыватель) избавил пользователей от необходимости заводить проигрывающее устройство вручную. Ламповые электрофоны со временем сменились транзисторными, выносные акустические колонки обеспечивали объёмный стереозвук.

-28
-29
-30
-31

В 1930-е годы в ресторанах и на танцевальных площадках появились первые музыкальные автоматы «джук-боксы», позволяющие, если опустить деньги в монетоприёмник, воспроизвести любую из десятков предложенных на выбор грампластинок.

-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38

Пока не появился телевизор, радиоприёмник долгое время оставался источником не только музыки, но и новостей, и тематических передач. Производители конкурировали друг с другом, состязаясь в стильном дизайне аппаратов.

-39

С некоторыми экспонатами связаны любопытные истории. Яркий дизайн советского радиоприёмника «Звезда-54» точно скопирован с французского Excelsior 52, от которого отличается только эмблемой. «Пиратское» производство западной техники на оборонном заводе п/я 3371 курировал Лаврентий Берия, который после смерти Сталина попал в опалу и был расстрелян. Выпуск радиоприёмника оказался под угрозой, однако правительственная комиссия рассмотрела этот вопрос и дала добро, покритиковав излишне фривольный внешний вид приёмника.

-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55

Радиола конструктивно объединила в одном корпусе радиоприёмник и проигрыватель грампластинок. Такие комбинированные устройства были необычайно популярны до появления магнитол с компакт-кассетами и музыкальных центров.

-56

Внутри советской радиолы «Ригонда» во время профилактики случайно обнаружился сюрприз - радиолампа с комсомольским значком. Радиола была выпущена в 1968 году, когда Ленинский Комсомол отмечал своё 50-летие, и юбилейный сувенир стал оригинальным подарком от рабочих рижского радиозавода. Конкретно этот экземпляр «Ригонды» был вручён доярке из Орловской области Ольге Никитиной за выдающиеся трудовые успехи. Загадка лишь в том, почему сувенир оказался спрятан внутри корпуса. Возможно, это было послание комсомольцам будущего?

-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66

Помимо грампластинок существовали и другие носители звука, например, в 1950-е годы в Германии появились картриджи с лентой из поливинилхлорида, а воспроизводящее устройство называлось тефифон. Однако ведущие артисты к тому времени уже заключили контракты с производителями грампластинок и не сотрудничали с «Tefi», так что коммерческого успеха изобретение не имело, впрочем, в плане совершенствования технологии его можно считать предтечей катушечных магнитофонов и компакт-кассет.

-67

Проволочное звукозаписывающее устройство

-68

Очередным прорывом в развитии звукозаписи стало появление магнитной ленты, которая была изобретена в Германии ещё до Второй Мировой войны, но массовое распространение получила в 1950-е годы в бытовых катушечных магнитофонах. Теперь любой желающий мог собственноручно создавать и стирать записи на магнитной ленте. Иногда можно услышать слово «бобина» как синоним «катушке», однако есть нюанс - под бобиной эксперты подразумевают катушку с одной щекой, используемую в профессиональной работе, например, на монтажном столе, а в быту люди слушают музыку с катушек.

-69
-70
-71
-72
-73

Первые аудиокассеты были гораздо крупнее привычных компакт-кассет, которые впервые были представлены в 1963 году компанией Philips и этот стандарт быстро распространился по миру. Интересно, что в 1976 году Sony попробовала вернуться к широкой магнитной ленте, но продукт под названием Elcaset (на фото) не заинтересовал потребителя.

-74

Катушки и кассеты подорвали монополию производителей грампластинок, но винил с рынка никуда не делся - меломаны отдавали предпочтение более качественному звучанию. Даже с возникновением цифровых носителей пластинки продолжают пользоваться спросом у любителей, а вот кассеты уже совсем неактуальны.

-75

Музыкальный автомат с карусельной сменой кассет (кассетный чейнджер) представляется не самым необходимым устройством: дома или на дискотеке кассету несложно поменять вручную. Вероятно, автомат был востребован в парках или универмагах, где весь день звучит музыка.

-76
-77
-78
-79

Ну а затем пришло время цифровой записи, исторические аналоговые устройства превратились в музейные экспонаты, они продолжают доносить мелодии и голоса ушедших эпох в музее «Дом винтажной музыки».

-80

Музей расположен по адресу: улица Орджоникидзе, дом 1.
Официальный сайт:
https://music-vintage.ru/

-81

Фотографии: Евгений Чесноков

-82

Интерактивная карта «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #музей #домвинтажноймузыки #граммофон #грампластинка #радио #звукозапись