В истории взаимоотношений Древней Руси и Византии есть одна загадочная зависимость. Появление народа рос/руси, в поле зрения византийских авторов всегда связано с политическими кризисами в самой Империи. Эта взаимосвязь пролеживается только во времена Македонской династии. Даже 860 год, когда русь напала на Константинополь, по существу лишь предыстория династии, событие, способствовавшее её приходу к власти. Взаимосвязь эта становиться отчетлива видна с появлением на сцене Македонской династии. И пропадает с её исчезновением. Создается впечатление, что именно у представителей этой династии, сложились какие-то особые отношения с архонтами/князьями народа рос.
Всё начинается с основателя династии - Василия Македонянина, в жизни которого люди не вполне понятного, но явно северного и славянского происхождения, сыграли не последнюю роль. Зачастую их влияние на его судьбу оказывается весьма значительным.
Первая биография этого неординарного человека была написана только спустя почти столетие после его рождения. Его приписывают внуку Василия, Константину VII Порфирогениту, рассказавшему о его жизни до восхождения на престол. Действительно, кто если не родственник мог знать подробности из личной жизни будущего императора. О том как орлы прикрывали от палящего зноя младенца Василия. Как всю его семью забрали в плен болгары. И о том как маленький Василий забрался на колени предводителю болгар, а тот подарил ему яблоко - символ царской власти. Но и более поздние истории могли быть рассказаны лишь близким людям, сохранившись в семейных преданиях. Скажем, о том как игумен монастыря, на пороге которого он уснул, пригласил Василия внутрь и помог с протекцией. Но только после того, как получил божественный пендель. Правда автор, якобы так хорошо знающий молодость будущего царя, не знает год и место его рождения, имен его родителей и времени появления в столице. Ничего он не говорит и первой жене Василия. И все рассказы оказываются всего лишь предсказаниями задним числом, к истинной жизни будущего царя отношения не имеющими. Но в рассказанной якобы его внуком истории возвышения сына простого крестьянина, этакого чуда на Босфоре, проглядывают черты истинной жизни «человека из ниоткуда».
После того как иконоборцы, мобилизовавшие все ресурсы, восстановили стабильность в, казалось бы, уже умирающей империи, сторонники православия начали готовить реванш. Они добились женитьбы императора-иконоборца Феофила на девушке из глубоко верующей, православной семьи. И с его смертью православие восторжествовало. Но с уходом последнего императора-иконоборца исчезла и цель, объединяющая православные партии. И между ними началась борьба за власть. Перед нами разворачивается противостояние двух группировок, которые условно можно назвать «фотианцами» и «игнатианами». Хотя патриархи Фотий и Игнатий, чьим имена они получили, и не были лидерами этих партий, а сами группировки возникли еще до их появления на политической сцене. Основная схватка развернулась за регентство над оставшимся без отца двухлетним императором Михаилом III. Вначале «игнатиане», поддержанные его матерью, победили. Но когда мальчику исполнилось 15, верх взяла будущая «фотианская» партия, возглавляемая дядей царя и провозгласившая Михаила совершеннолетним. Изгнание иконоборцев и «фотианский» переворот, открыли дорогу для неизвестных ранее и возможно не очень знатных людей. Именно в это время при дворе появляются первые Фоки, Аргиры и Дуки, родоначальники прославившихся в будущем кланов, и наш герой - Василий. В этому же времени относится упоминание одним из хронистов в составе византийской армии загадочного отряда пехотинцев-скифов из Таврики. Никаких скифов тогда уже конечно не существовало, и обычно их именем византийские авторы называют либо болгар, либо Русь. А некоторые, что бы их различить, называют Русь «тавроскифами», как живущими рядом с Тавридой-Крымом. Кто эти люди и каково их происхождение, нам доподлинно не известно. Но в истории Василия, начавшего восхождение к вершинам власти, они еще сыграют свою роль.
Благодаря протекции брата игумена, приютившего у себя Василия и предоставившего ему кров, или по другой версии брата одного из послушников, наш герой попадает на службу к родственнику императора Михаила, Феофилице. С чего и открывается для него дорога к императорскому двору. Но это лишь версия жизнеописания. Если присмотреться поближе, то мы увидим, что между Василием и кланом Феодоры, матери императора, существует куда более тесная связь. Некоторые источники говорят о близких отношениях между ним и сестрой императора, Феклой. При том, что Василий точно был женат в это время. А имена предполагаемых «братьев» Василия, точно такие же как и имена двоюродных братьев Михаила и имена людей участвовавших в убийстве его дяди и его самого. И с захватом Василием власти эти люди никуда не исчезают, а наоборот играют при дворе весьма заметную роль. И можно предположить, что семья Василия попала в болгарский плен не просто так, а в качестве знатных заложников, видимо связанная родством с предыдущей династией.
Следующее событие в жизни Василия обеспечило ему настоящий успех. Путь к нему начинается с путешествия. С путешествия на Пелопоннес, юг современной Греции. Именно туда был отправлен из Константинополя его господин Феофилица. А вместе с ним отправился и наш герой.
Автор - Владимир Вольф