Давным-давно заворожило меня слово «киновия», но то одно, то другое, забылось. И вдруг недавно напомнилось… сначала увидела фотографию в «Старых кладбищах», буквально следом, совсем в другом контексте — купцы Набилковы… третьего напоминания ждать не стала, а просто туда поехала.
История места началась в 1714 году, когда Петр I, выделил Александро-Невской лавре земли по правому берегу Невы «под кирпичные и гонтовые заводы и сараи, под склады дров и для выработки глины для строения.. а также на корм 10 лошадям и под селитьбу 55 мастеровым людям и 2 подмастерьям и для огородов». Монахи было возобновили шведский еще кирпичный заводик и построили скотный двор, но все это быстро пришло в упадок и к концу 18 века земли использовались только под сенокос.
Крестьяне соседней деревни Клочки совершенно справедливо положили глаз на фактически пустующие площади, напомнив своими притязаниями о простаивающих угодьях. Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским тогда был владыка Михаил (Десницкий), и задумал он превратить имение Лавры во что-то вроде летней дачи, куда, впрочем, намеревался уединиться после ухода на покой.
Летом 1820 по согласованным проектам архитекторов Петрова В. и Прокофьева А. приступили, с божьей помощью, к возведению загородного деревянного архиерейского дома. Построили несколько деревянных же домов под кельи, которые предназначались для размещения больных и престарелых монахов — в Лавре не было тогда ни больницы, ни дома призрения. В 1821 освятили небольшой храм Всех Святых и придали статус самостоятельного монастыря — Киновиевского.
Слово «киновия» (ударение на О) не имеет абсолютно никакого отношения к кино. В переводе с греческого это «общежитие», не каждое всякое, а монашеское. Как мне думается, это как раз самая логичная форма монастыря — насельники не имеют никакой собственности, плоды трудов каждого принадлежат всей братии, всем необходимым обеспечивает монастырь, все, что ты должен делать — это молиться, не отвлекаясь ни на что, полностью посвящая себя богу.
После внезапной кончины митрополита все вроде бы застопорилось, но ненадолго.
Здесь стоит рассказать о купцах Набилковых, благодаря именно им Киновиевский монастырь первым встречал прибывающих по Неве. На их деньги появилось каменное великолепие.
Федор и Василий Набилковы родились крепостными крестьянами Шереметевых в Ярославской губернии. Каким образом они смогли уйти, старший Федор в Москву, младший Василий в Петербург, мне не очень понятно, но занявшись общим делом — торговлей «красным товаром», то есть дорогими «господскими» тканями, довольно быстро разбогатели и выкупили себя из крепостничества. Отличались братья необыкновенным умом, замечательною добротою и сильными религиозными настроениями. Это одни из тех людей, которые всю жизнь довольствуясь малым, отдавали многое нуждающимся. На слуху Набилковская богадельня в Москве, как минимум. Киновии братья покровительствовали всю жизнь.
В 1840-41 архитектор А.З.Комаров построил деревянную надвратную шатровую колокольню, в которой была устроена небольшая церковь во имя Пресвятой Богородицы, действовавшая до 1920-х. (на фото правее собора)
В 1845-47 архитекторами А.П.Гемилианом и К.И.Брандтом были возведены 2 симметричных келейных корпуса в два этажа — настоятельский с домовой церковью Архангела Михаила и братский.
Наконец, в 1862-68 епархиальным архитектором Г.И.Карповым был построен строгий пятикупольный храм Пресвятой Троицы, в стиле русских церквей 18 века. Высокий двухъярусный иконостас по эскизу зодчего вырезал охтинский резчик А. Е. Абросимов, образа для иконостаса написал академик живописи И. А. Тюрин.
Вокруг Киновии разрослась Малая Архиерейская слобода, что является топонимическим казусом - в Петербурге никогда не было Большой Архиерейской. Наладили и сообщение с левым берегом Невы - с пристани в деревню Смоленское ходил пароходик под название опять таки "Киновия".
Справедливости ради, в начале 20 века Киновия мало походила на обитель духовности и добродетели. В 1911, после отравления стрихнином одного из послушников-певчих (который жил в келье с подругой - это выше моего понимания монастырской жизни), выяснилось, что в монастыре царили вечное пьянство, разгул и разврат, часто гостили проститутки, некоторые из братии страдали "секретной болезнью" (вообще за гранью моих представлений о монастырях).
После революции часть земли отдали товариществу "Рабочий огородник", а в 1923 Киновию ликвидировали. Троицкий собор был действующим до 37, после чего началась новая, вторая страница в истории обители. В главной святыне монастыря, лишенной куполов уже в 1938, чего только не было — общежитие, фабрика, мастерские, картофелехранилище, после войны строительно-монтажный трест в алтарной части устроил котельную и, наверное, особо цинично — туалет.
Келейные корпуса выделили под жилье, чем они являются и сейчас. От церкви в настоятельском не осталось ничего, а вот в подвале замурованная дверь в подземный ход. Вероятно, вел он в храм.
Разумеется, никуда без легенд — якобы подземный ход из Киновии вёл в Лавру, что конечно очень маловероятно, но при устройстве Октябрьской (тогда Правого берега) набережной быи разрушены несколько, в частности, ведший к Неве. Тогда же взорвали колокольню.
Вроде бы, в 2022 часть квартир (почему не все?) должны были передать церкви.
Третья страница в истории монастыря началась в 2001. Церковь с туалетом в алтаре передали подворью Иоанно-Богословского Череменетского монастыря (забегая вперед, с 2017 это архиерейское подворье Храма Святой Троицы). До 2015 все стояло на одном месте и вдруг, за 2 года Киновия превратилась в сказку, снова встречающую прибывающих по Неве. Реставрация проходила силами Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Что-то мне подсказывает имя современного мецената, после прочтения следующей статьи возможно и вы присоединитесь к догадкам.
Восстановлены баня... (на заднем плане иноческий корпус, сейчас жилой дом)
... и отпевальня.
В бывших автомастерских ныне церковно-причтовый дом
Наконец, главное, Троицкий собор… Внутри, по фото и чертежам, удалось все восстановить в первозданном виде. Деревянный резной иконостас теперь вновь поражает воображение, это просто надо увидеть, товарищи. И удивительная демократичность - здесь разрешают фотографировать, что, согласитесь, большая редкость (полистайте галерею). При монастыре действует воскресная школа, которую дети посещают вместе с родителями.
Под церковью находился «обширный подвал со сводами, предназначенный для погребения", сейчас там музей.
Святыней храма считался образ Божией Матери всех скорбящих Радости XVII в., привезенный, по преданию, с Афона, она отличалась от известных, где икона в настоящее время - не знает никто.
Меня поражает, как быстро восстановили всё. И внешнее и внутреннее убранство. Очень красивый храм.