Я вот никогда не задумывался, а, оказывается, среди поклонников творчества Урсулы Ле Гуин есть настоящий внутренний конфликт вполне в духе «тупоконечников» и «остроконечников» - какой из циклов писательницы лучше и «главнее» - Хайнский или Земноморье? По-моему, спор совершенно дурацкий, но вот надо же людям обязательно что-то доказать…
Ладно, это было несколько отвлеченное вступление, а поговорить я сегодня хочу про весьма важную часть того самого Хайнского цикла, повесть «Слово для леса и мира одно». Кстати, был уверен, что уже читал ее раньше, но обнаружилось, что нет, или напрочь забыл (что вряд ли, уж очень хороша — такое не забывается).
Еще до прочтения наткнулся на просторах тырнета на мнение, что именно эту повесть Кэмерон взял в качестве основы для сценария «Аватара». Если да, то это уже примерно седьмое или восьмое произведение, удостоенное этой чести. Поскольку сам Кэмерон на этот счет не высказывался, а фильм я не видел — оставляю право судить за вами )
Повесть была впервые опубликована в 1972 году, удостоилась премии «Хьюго», была номинирована на «Небьюлу», и, конечно, вполне заслуженно. Вообще все творчество Ле Гуин можно смело охарактеризовать как «гуманистическую» фантастику, и повесть — один из самых ярких образчиков этого поджанра.
Конечно, для ее появления были свои причины — как раз к этому году в США вовсю набирала обороты кампания протестов против войны во Вьетнаме, и при желании вполне можно выискать в тексте прямые отсылки к происходившему. Появился, к примеру, командующий земным контингентом полковник Донг, вспоминающий «поражение колониальных держав» на «одном полуострове». Хотя я бы не стал, как некоторые комментаторы, проводить прямые параллели между аборигенами планеты Атши и вьетконговцами.
В целом повесть — своего рода антитеза Киплингу, пламенному певцу «бремени белого человека». Капитан Дэвидсон, типичная «белокурая бестия», выведен в повести уж таким рафинированным расистом и империалистом — любо-дорого посмотреть. Просто поразительно, что среди комментариев мне встречались и такие, в которых его рассматривают как положительного героя…
В общем-то, сюжет может показаться почти примитивным: прилетели на планету злые земляне и давай ее вовсю эксплуатировать, попутно обращая в рабство и уничтожая мирное местное население. Я, кстати, согласен, что идея возить вырубленный лес на далекую землю кораблями с плечом перелета в 27 лет — очень наивная, но это же просто декорация. Замените лес на какой-нибудь турбиний, или что там они собирались добывать на Пандоре в кэмероновском фильме, суть та же. История, старая как мир, увы.
Но это же Ле Гуин! И она вводит совершенно удивительный сюжетный ход — до появления землян у аборигенов не было даже концепции убийства себе подобных, они вообще не представляли, что такое возможно. Однако земляне приносят эту концепцию с собой, и в конце концков аборигены оказываются вынуждены освоиться с ней… И этот ход переводит повесть из достаточно понятной политической сатиры в совершенно иную плоскость, я бы сказал — глубоко философскую. Что произойдет ПОСЛЕ победы? Земляне улетят, но концепция — останется… Она, как и воробей, вылетела — и уже не поймаешь. Какой теперь будет жизнь на Атши?
Мне не закончить эту статью иначе, как цитатой из повести:
...Убийство — это всегда самоубийство, но, в отличие от всех тех, кто кончает жизнь самоубийством, убийца всегда стремится убивать себя снова, и снова, и снова.