Найти тему

Астория

В 1908 году небольшой четырёхэтажный дом князя А.Л.Львова на Исаакиевской площади разобран для строительства гостиницы. Решено построить самый роскошный, самый импозантный, самый современный, самый-самый отель. Николай 2 не был готов раскошелиться на амбициозный проект Лидваля, инвесторы нашлись в Америке - братья Астор, в честь них и назвали. Плюсом великолепный маркетинговый ход - открытие к 300-летию дома Романовых - от постояльцев не было отбоя. Потом Первая мировая, туризм приказал долго жить, в гостиницу заселились высшие военные чины. Потом революция, это оказалось одно из немногих зданий, где революционерам на самом деле пришлось побороться.

В 2007 году единственная гостиница России, вошедшая в список Форбс –самых романтичных отелей мира, на 9 месте по романтичности. В 2009 Мадонна включила Асторию обязательным пунктом в свой гастрольный тур, впрочем, кто тут только не останавливался (я, например, не останавливалась)

В доме Львова уже была гостиница, меблированные комнаты "Бристоль", которые успели оставить след в истории. В феврале 1905 в одном из номеров революционер Максимилиан Швейцер собрал бомбу. В планах был подрыв ВК Владимира Александровича, но бомба решила взорваться не сходя с места. Швейцер погиб, часть номеров разрушилась, обломки долетели даже до собора. На третьем фото галереи как раз окна той самой комнаты 2 этажа.

-2

Внушительное здание по проекту Фёдора Ивановича Лидваля, выросшее к 1912, петербуржцам не понравилось. "Обезображение площади завершилось воздвигнутым отелем на углу Вознесенского и Морской. Вместо ожидаемого роскошного здания из-за лесов появился обыкновенный доходный дом, лишь кое-где - приличия ради - украшенный намеками на архитектуру" – писала "Петербургская газета" Горожане консервативны, новинки не нравятся никогда, но со временем привыкают ко всему, и представить себе Исаакиевскую площадь без Астории уже невозможно.

-3

Внушительный фундамент, железобетонные конструкции, огнестойкая внутренняя отделка, фасады облицованы красным гранитом – строители как-будто предвидели грядущие потрясения и старались сделать здание покрепче. Впрочем, критики, в отличие от горожан, не уставали нахваливать здание, отмечая по-европейски "аккуратные и элегантные" фасады, и нахваливали Лидваля, к тому времени уже лидера стиля северный модерн.

Рядом как продолжение – гостиница Англетер, очень некогда популярная благодаря английскому стилю обслуживания. Именно там погиб Есенин и "Маяковский лег виском на дуло". В планах Лидваля на ее месте было построить зеркальное отражение Астории, тогда не сложилось. Зато теперь восстановленный Англетер не повторяет конечно Асторию, но является с ней одним целым.

-4

На открытие 23 декабря, "после молебствования все приглашенные обозревали грандиозный отель, вызвавший восторг присутствовавших". Приглашены же были именитые купцы, адвокатура, естественно, пресса. Фактически именно с открытия гостиницы началось феерическое празднование 300-летия дома Романовых, длившееся весь 1913 год.

-5

С первых дней Астория имела репутацию самой комфортабельной гостиницы Петрограда и одной из лучших в Европе. Рассчитана она была на 350 человек, имела отличную кухню, рестораны, банкетные залы, зимний сад, библиотеку, замечательные номера – рай для постояльцев. Гостиница была полостью электрифицирована, оборудовано паровое отопление, в ванные подавалась горячая вода. Звукоизоляция из пробки, автоматическая система пылеуборки, 10 лифтов возносили постояльцев на нужный этаж. Самая фишка для того времени – прислугу в номера можно было вызвать просто нажав кнопку звонка.

Прибыли потекли миллиардные, чему не помешало даже перепрофилирование в Первую Мировую войну в военную гостиницу. Здесь останавливались прибывшие с фронта высшие офицеры империи.

Холл у парадной лестницы, 1913
Холл у парадной лестницы, 1913

Во время февральской революции Асторию расстреляли. Живший здесь в те дни дипломат Александр Савинский, вспоминал результаты расстрела гостиницы: раздробленный череп князя Абашидзе на одном из этажей, женские вопли, летевшие сквозь дым и копоть, и пьяные крики солдат, первым делом совершивших набег на гостиничные погреба с шатолафитом. Иностранные журналисты Джон Рид и Бесси Битти, наслаждавшиеся в своих комнатах колокольным звоном, очень испугались стрельбы, что немудрено.

-7

В марте 1917 приехал генерал Антон Деникин: "Четыре года я не видел Петрограда, но теперь странное и тягостное чувство вызывала столица, начиная с разгромленной гостиницы "Астория", где я остановился и где в вестибюле дежурил караул грубых и распущенных гвардейских матросов". Летом в Астории разместился штаб генерала Лавра Корнилова, практически создав оплот сопротивления. Революционные разборки разгорелись в полную силу, солдаты и матросы брали гостиницу штурмом.

-8

После Октябрьского переворота Асторию национализировали и в ней обосновались далеко не рабочие и крестьяне. "1-й дом Петросовета" обжили семьи первых лиц госаппарата, часто останавливался Владимир Ильич Ленин, приезжая из Москвы, размещались участники 2 конгресса Коммунистического интернационала. Но во времена НЭПа задумались о самоокупаемости гостиничного великолепия, в 1926 все перешло в ведение "Интуриста". Герберт Уэллс почтил Асторию своим проживанием. Здесь же останавливался американский бизнесмен Арманд Хаммер, занимавшийся вывозом и продажей за границу картин из Эрмитажа и яиц Фаберже.

-9

Во время блокады Ленинграда Астории повезло. Говорят, что Гитлер собирался провести банкет в честь победы в ресторане "Зимний сад", так ли это, неизвестно, но гостиницу не обстреливали. Здесь устроили военный госпиталь и стационар для ослабленных блокадников – писателей, художников, музыкантов. Чуть живые постояльцы шутили: "В Астории слет дистрофиков".

-10

Сразу после войны гостиница снова ненадолго стала элитным жилым домом для деятелей искусств. Причем каждой квартировавшей семье был выделен небольшой участок в Исаакиевском сквере под огород.

-11

Гостиницу восстановили, вновь заработал "Интурист", все номера прослушивались, на случай заселения вражьего разведчика из-за кордона или внутреннего "врага народа". Тем не менее, это был своеобразный клуб интернациональной дружбы, недоступный, впрочем, для любого всякого. Народных артистов, всевозможных чиновников и Секретарей разбавляли фарцовщики и путаны.

-12

В те годы Астория регулярно блистала в кино. Андрей Миронов спускался из окна на ковре в "Невероятных приключениях итальянцев в России", Юрий Соломин и Комаки Курихара проникновенно смотрели друг другу в глаза в "Мелодиях белой ночи", Марчелло Мастроянни отдыхал после съемок в фильме "Очи чёрные".

-13

В этом номере снимался короткометражный фильм "Нежность", кто не видел - рекомендую, удивительное послевкусие.

Этот стол стоял в печально известном 5 номере Англетера
Этот стол стоял в печально известном 5 номере Англетера

В начале 90-х отель приватизировали, при реконструкции полностью восстановили исторические интерьеры. К 2012 прошла полная реновация гостиницы, а в 2022 закончили сложную реставрацию фасада.

Англетеру повезло меньше. По сути, уже к 1928 он был в плачевном состоянии. Отель предназначили для трудящихся, из дореволюционного наследия не работало ничего, даже ресторан поделили перегородками на дополнительные номера. В большинстве комнат не было ванн, а в 50-х переоборудовали часть помещений под своеобразный хостел – на 8-12 человек в номере. К 1980-м здание стало непригодным для жилья, в 1987 его разобрали и отстроили заново с восстановлением фасадов. Теперь это единый гостиничный комплекс с Асторией.

-15

Журнал «Столица и усадьба» еще в 1913 назвал отель Астория «одним из самых симпатичных и культурных уголков столицы, где приятно жить, пообедать и даже просто посидеть». Собственно, выпить чашечку кофе при наличии желания и средств, здесь можно было всегда, современность не исключение. Попробуйте десерты от шеф-повара, не разочаруетесь.

Десерт "Диана Вишнева", балерину связывает с отелем нежная дружба...

-16

Десерт "Фаберже". Насчет дружбы Фаберже с отелем ничего не знаю, а придумали его в преддверии Пасхи 2018 года.

-17