Из Москвы и в пекло. Мне довелось своими глазами увидеть горящую якутскую тайгу, побывать в городе, где от дыма невидно солнца и поесть грибного супа лесных пожарных, живущих месяцами в тайге.
Так вот. Я в Якутии. А здесь каждый год горят миллионы гектаров лесов. Как это выглядит изнутри?
Тайга горит
Мы приехали в тайгу - на пожар - из Якутска. Журналисты, готовящие новости для центральных каналов, наши провожатые из Авиалесоохраны - главного ведомства, занимающегося спасением лесов от огня, и, собственно, ваша покорная слуга, ни относящаяся ни к умным, ни к красивым ни к первым, ни ко вторым.
Вот и я. Я в шляпе, которой завидовали все, абсолютно все члены нашей группы. Потому что она с противомоскитной сеткой. Такой больше нет ни у кого, а мошкА в Якутии злее крокодилов. Я могу моргать! Я могу открывать рот!!! Почему шея голая? Не, ну позирую! Смотрите на заднем плане чувак - закутан по уши, иначе сожрут-с.
Мы едем по лесу в поисках наших кураторов - группы спасателей их Авиалесоохраны. Мобильные не работают (это тайга, детка). Спутниковый не включаем - не знаю почему, вроде дорого. Примерно знаем, где искать, туда и едем.
На этой фотке сверху - последствия "низового" пожара. Видите, ветки сверху живые? Это не мёртвый лес, на следующий год заколосится пуще прежнего. Огонь прошел, потанцевал и ушёл.
Доехали до лагеря Авиалесоохраны. Они живут в палаточном городке. Так и не поняла, как так вышло, что я его не сфоткала. Палатки комфортабельные - для жизни долгое время. Они не промокают, не протекают, просторные, в основном двуспальные. Лесные пожарные живут в них месяцами, отправляясь на вахту в апреле, с началом лесопожарного сезона, и возвращяясь в цивилизацию в сентябре-октябре, как прекращает гореть.
Мы у лесных пожарных провели ночь. Мальчикам разгребли палатку-ресторан, девочек в экспедиции было две - я и журналистка РИА Новости. Мы спали в "Урале" на полу в спальных мешках. По крайней мере, если бы медведь напал на лагерь, нас бы он не сожрал.
Вот, кстати, палатка-ресторан. В ней есть"окна", иначе сдохнешь от жары. Это только кажется, что Якутия - про холод. Якутия летом - это про +40. На окнах - противомоскитные сетки. Иначе сдохнешь от мошки. Хочешь спокойно съесть свой суп? Для тебя всё придумали.
И знаете, гиду Мишлен свои звёзды надо давать именно за это. Потому что оно достойно отдельного путешествия. Чем угощают? Уха из пойманной в Лене рыбы. Грибной суп из собранных за палаткой грибов. Грибы - такие:
Суп варят - так.
Кстати, о бытовухе. Туалет - как в анекдоте про чукчу, за юртой. То бишь за палаткой. Нам, девочкам, приходилось отходить подальше. К счастью, медведей в то время там не проходило.
Зато вокруг какая живопИсь! Ковёр из брусники обволакивает землю сплошным покрытием.
Но к чёрту лирику!
Отправляемся тушить пожар
Если вы представляете себе лесные пожары, как страх Господень, который пожирет всё на своем пути, должна вас разубедить. Лесные пожары где-то там в пяти километрах от нашего грибного супа тлеют, и чтобы их снять, пилить и пилить. Попилили. Мы шли через водичку по странным навесам:
Мы шли километр в крутую гору и чуть не умерли. Так чуть не умерли, что не до фоток (не ну сами попробуйте по тайге да в горку).
Потом мы шли по минерализованной полосе. Это такая опашка, которую лесные пожарные делают чтобы предотвратить распространение лесного пожара. Огонь ползет по траве, натыкается на лысую землю и затухает. Выглядит это так:
Дошли до пожара. АЛО-шники берутся за свою работу - тушить.
Журналисты берутся за свою работу - их снимать.
Я помогаю всем, кому делать нечего.
Вторая часть Марлезонского балета - отснять, как работают пожарные на спасении населенного пункта. Прощаемся с нашими гостеприимными пожарными, они чудесные ребята. Кстати, из Кирова. Привет этому славному городу! И едем в деревню. Обратите внимание, обратно едем тем же путем, но ветер изменился, и теперь Лена выглядит так. А на улице ясно!
Приезжаем в деревню в 3 км от лесного пожара. Выглядит апокалиптично.
Отправляемся на съемки в лес. Земля еще горячая, дышать нечем, все в респираторах.
Зато можно раздеться. Мошка не дура - таким дышать. В какой-то момент стало страшно - дым стал таким невыносимым, что не спасал даже респиратор. В этот момент лично я старалась просто не паниковать. Как-то тупо было бы умереть в толпе квалифицированных спасателей под прицелами видеокамер федеральных каналов. Обошлось.
Минутка лирики. В Якутии полно таких вот изгородей. Это невозможно уютно и мило смотрится, забрала воспоминание с собой, делюсь с вами.
На том лесном под деревней пожаре мы оставили спасателей, а сами поехали в Якутск.
Столица Якутии встретила нас страшнейшим смогом. Такого я не видела никогда. Смог в Москве в 2002-м - просто детский лепет. Просто Хоттабыч пукнул по сравнению с Якутском в августе. Смотрите фото. Вот там, где ничего не видно, это примерно метров через 30 от меня. В дыму стоит 7-этажка. "Ты суслика видишь? А он есть".
А вот такой вид из моего отельного окна.
Ну и напоследок. Это солнце над Якутском. Это ясный, безоблачный день. День, когда на город наволокло дым от горящей тайги.
По данным Рослесхоза, около 90% лесных пожаров - рукотворные. Бросил окурок, не затушил костёр, не собрал за собой бутылки. А в итоге - это. Если мы останемся людьми, этот мир будет чище, небо голубее, леса целее. Призываю, друзья, да.
Первую часть моего лесопожарного опуса можно прочесть здесь.