Вере не слишком хотелось идти на встречу выпускников. Школу она и ее бывшие одноклассники окончили десять лет назад. За это время выяснилось, кто на самом деле нужен друг другу. Например, Вера постоянно встречалась и перезванивалась с Леной и Элей, хотя во время учебы они не были лучшими подругами. Но стали старше – и в характерах обнаружилось сходство. Появилась потребность делиться новостями, печалями и радостями.
А что ж остальные? Если они долгое время не вспоминали друг о друге, зачем же встречаться сейчас? Чтобы похвалиться, кто чего достиг, и другие позавидовали бы? Например, еще в школе ясно было, что Иру Поликарпову ждет обеспеченное будущее – родители ее в городе имели компанию по организации заграничного туризма, у них было старейшее и самое крупное агентство. А мама Любы Самойловой имела целую сеть магазинов. К тому же сама Люба вышла за какого-то крупного предпринимателя. Можно было представить, в каких нарядах она явится, и что расскажет о своей жизни. Ну и как с ней конкурировать скромной воспитательнице детского сада?
Но Эля уговорила, молила просто – пойдем! Она как-то умела не замечать этой разницы в социальном положении. Ей хотелось просто провести время «со своими».
А у Веры даже нового платья не было. Пришлось пойти в магазин, где вещи были качества ниже среднего, но зато и стоили дешево. А что блузки, юбки платья тут буквально одноразовые, выходят из строя очень быстро – так, собственно, на один вечер Вера и выбирала наряд.
Отмечали встречу в кафе – элегантная обстановка и хорошая кухня. На какую-нибудь пиццерию их бомонд – Ира, Люба и прочие – не согласился бы. Но для Веры плата за блюда и напитки – серьезная статья расходов. Да еще на парикмахерскую потратиться пришлось. Но девушка не могла и предположить, что этот вечер сыграет важную роль в ее жизни.
Она понимала, что соберутся не все. Кто-то проигнорирует мероприятие, как собиралась это сделать и она сама.
Когда Вера вместе с оживленной подругой вошла в зал, ей пришлось приложить усилия, чтобы узнать некоторых бывших соучеников, которые за десять лет изменились очень сильно
Зато Сережку она вычислила сразу. В школе она вместе с Леной сидела на пятой парте в третьем ряду, а Сергей и Борис – перед ними. Вера училась хорошо, но по характеру в те годы была робкой и застенчивой. Сережка же не вылезал из «троек», считался одним из самых отпетых хулиганов, но Вера была в него тайно влюблена. И за счастье считала, когда он просил у нее «списать домашку» или помочь на контрольной. Зато сам Сережка несколько раз защитил Веру от ребят, которые ее дразнили (она тогда носила очки, ну и как можно было не потравить немного «очкарика»?)
И вот на встречу выпускников Сергей явился. Возмужавший, в красивом дорогом костюме. Большой компании накрыли один общий стол, и Сергей оказался напротив Веры и Эли.
— Опять мы рядом? — пошутил он, поднимая бокал.
И Вера невольно почувствовала, что покраснела. За столом шел оживленный разговор. Вспоминали школу, учителей, рассказывали о себе, своих семьях, детях, путешествиях. Вере почти нечего было вставить. Она так и не вышла замуж, и детей, конечно, пока не было. А лето проводила в деревне, где ей достался домик в наследство от бабушки. Правда, природа вокруг была просто шикарная, но этим здесь не похвалишься.
А потом стали танцевать, и Вера думала, что она так и останется сидеть за столом, и будет потихонечку потягивать коктейль через закрученную трубочку. На школьных вечерах она ни разу не танцевала, стеснялась. Но сейчас ей не удалось остаться незаметной. Её пригласил Сергей. Танец был медленный, и он нежно обнял Веру и повел ее, так что она не чувствовала своей неуклюжести.
— Надо же, а я думал, что ты тут не появишься, — шепнул он ей, — Мне повезло.
— Почему? — неподдельно удивилась она.
— Разве ты не замечала, что я влюбился в тебя в старших классах?
Вера была потрясена.
— Никогда не думала, — сказала она, — Вообще даже не замечала, чтобы ты проявлял ко мне какое-то внимание. Разве что несколько раз турнул тех восьмиклассников, которые надо мной издевались.
— А шоколадки, которые я подбрасывал тебе в сумку? А записки со стихами не находила?
— Так они же были без подписи!
— Правильно, хотя я их не сам сочинял, а переписывал из книжек, я все равно боялся сделать ошибки, думал, что ты станешь надо мной смеяться. А ты, оказывается, даже и не поняла, кто вкладывал листочки в твои учебники и тетрадки… Просто ты была такая строгая, такая недотрога – не подступишься… А у меня, сама знаешь, какая тогда была репутация. Я тебя и сейчас постоянно вспоминаю, теперь вот и увидеть довелось.
Вера так растерялась, не знала, что и сказать. Она никогда и предположить бы не могла, что ее чувства, которые до сих пор не угасли, были когда-то взаимными, и вот сейчас она почувствовала, будто время повернуло вспять, и волновалась теперь, как выпускница на экзаменах. Будто и не было этих десяти лет.
— Ты расскажи про себя, как у тебя жизнь сложилась, — попросила она Сергея.
В глубине души она надеялась, что он не женат. Она не заметила на его пальце кольца, но оказалось, это ничего не значило.
— У меня есть супруга, Наташа. Женился я, по глупости, можно сказать. Она забеременела, вот и пришлось. Родители мои очень не хотели, чтобы я так рано связывал себя. Потом мать смирилась, сказала — может, в браке я образумлюсь. Родился сын, Славик.
Брак мой оказался несчастливым. Чем дальше, тем больше я понимаю, что Наташа – чужой для меня человек. И она это чувствует, может, и жалеет, что вышла за меня замуж. Лучше бы я как-то алиментами ей помогал растить ребенка. Она — чиновница, и не из мелких. Хорошая зарплата, положение в обществе… У нее свои друзья, свой круг общения. Когда у них корпоративы по праздникам — ну, там Новый год или подобные мероприятия, они снимают ресторан, можно приходить со своими вторыми половинами, но Наташа меня никогда не приглашает, стесняется.
— А кем ты работаешь? — спросила Вера.
— Да в одной компьютерной фирме. Что ты так на меня смотришь? Думаешь, если я по математике с «двойки» на «тройку» перебивался, то и с компьютерами не смогу работать? Но там у нас много всего – есть и ремонт, и продажа, и техническое обслуживание. Я доставкой разной оргтехники занимаюсь.
— И что же тебя держит в семье, если жена тебя так унижает? — спросила Вера.
— Сын, — вздохнул Сергей, — Славка – такой пацан замечательный, сейчас не представляю, что смог бы с ним расстаться. Он еще совсем маленький, но он для меня – весь мир… Пройдет много времени прежде, чем я поставлю его на ноги. Так что я, можно сказать, обречен на долгий брак… Ну а ты как? Расскажи, у тебя-то наверняка благополучная семья, ты всегда была такой правильной…
Вера задумалась на несколько мгновений.
— Я живу одна, — наконец, сказала она, — Пресловутого кота, как у старых дев, у меня нет, но есть попугай…Единственный мой, так сказать, собеседник по вечерам. Отец, если помнишь, умер, когда я была совсем маленькой, а недавно и маму похоронила – сердце. Пережила я это тяжело, из депрессии меня вытащили дети. Нет, не мои собственные – просто я работаю в детском саду, вокруг – малыши, с ними не заскучаешь. Так, потихоньку и стала вставать на ноги. Ну что, книжки, подружки, летом в бабушкином домике отдыхаю…Такая жизнь, не примечательная, как у многих.
До конца вечера Сергей не отходил от Веры, а когда все уже расходились, вызвался подвезти ее с подругами. Но Лена приехала на своей машине, так что к ним прибилась только Эля. Сначала отвезли домой ее, а потом Сергей до самого подъезда доставил Веру.
— Ты живешь все там же, — чуть ли не растроганно сказал он, — Сколько раз я сюда приходил, торчал возле твоего подъезда…
Конечно, он попросил у нее номер телефона, но Вера вежливо уклонилась, и не дала его. Даже когда речь шла о Серёжке, она не стала изменять своему принципу – не связываться с женатыми мужчинами.
Перед глазами было несколько примеров близких знакомых. Когда все очень красиво начиналось, и женщина буквально воспаряла на крыльях. Она думала, что обрела подлинную любовь, и вот-вот избавит любимого мужчину от опостылевшей жены. Ему был нужен только повод освободиться, и теперь он его получил. Сейчас он разведётся, они поженятся, и до конца жизни будут счастливы вместе.
Однако на практике все происходило совсем по-другому. Жена оказывалась хоть и постылой, но разводиться с ней мужчина не собирался. Всегда что-то мешало. То нужно было подождать, когда подрастет ребенок, то у сына или дочки начинался трудный переходный возраст – не грузить же его в это время еще и разводом родителей? Потом влюбленные ждали, пока дети мужчины поступят в институт и окончат его, затем молодые люди создавали свои семьи, рождались внуки, и все начиналось снова. По кругу. Росли внучата. Так проходила жизнь тщетно ожидающей своего счастья любовницы. Или мужчина твердил – мол, жена больна и он не может ее бросить.
В итоге женщины – надеялись, разочаровывались, тонули в депрессии… Некоторые из них становились клиентками психиатров.
Вера думала, что когда-нибудь у нее появится своя семья, но она для этого ни у кого не станет мужа уводить. Правда, никто за ней особенно и не ухаживал. Может быть, потому что в душе она так и осталась застенчивым человеком, предпочитавшим тишину своей комнаты шумным компаниям. Приходила с работы, ужинала, смотрела какой-нибудь фильм или читала книгу. И рано ложилась спать, потому что очень уставала...
СЛЕДУЮЩАЯ, ВТОРАЯ ГЛАВА