Первая часть здесь ⬇️
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Железная леди на поверку оказывается обычной женщиной. Пусть разочарованной, отчаявшейся, но женщиной. Которой хочется и любви, и отношений, и счастья.
Второе дыхание
История с пьяным дебошем подчинённого не только не оттолкнула её, а наоборот, усилила интерес. Может потому, что такое поведение мужчины — это отражение её собственного мнения о себе и связанных с этим страданий?
Людмила Прокофьевна долго бы ещё носила эти мысли в себе, пока они не вылезли какой-нибудь болячкой, но тут появился Новосельцев. Трезвый Новосельцев диаметральная противоположность пьяному: он проявил к начальнице внимание и сочувствие, дал выговорить, выслушал. Чем и тронул женское сердце и побудил её проявиться.
Поиск женственности
"В женщине должна быть загадка. Головка чуть-чуть приподнята, глаза немножко опущены, плечи откинуты назад. Походка свободная, от бедра. Пластика пантеры перед прыжком. Мужчины такую женщину не пропускают." — секретарь Верочка
Да и Новосельцев стал проявлять к начальнице вовсе нерабочий интерес: то на работе задержится, то цветочки тайком подарит, то проводит. И всё это, на минуточку, с теми же двумя детьми и стеснённостью в финансах. Но при этом отнекивается и всячески делает вид, что это случайность, начальнице кажется и тому подобное.
Складывается стойкое ощущение, что эта игра для него не в новинку и идёт явно по стратегии.
Осторожно — абьюзер
Прощупывание почвы и личных границ движется успешно: на очередную провокацию Людмила Прокофьевна сперва взрывается, но после первая же идёт на примирение и просит прощения.
Похоже на то, как человека сводят с ума, просто переставляя немного вещи в его доме: он замечает перемены, но его не воспринимают всерьёз.
В случае с Людмилой Прокофьевной происходит нечто похожее — её логичные выводы подвергаются сомнению и опровержению. По итогу жертва перестаёт доверять себе и становится зависима от мнения, которое ей выскажут. Вспомните, хотя бы, сцену с цветами: на догадку, что это его рук дело, Новосельцев на чистом глазу уверяет, что цветы раздавали всем женщинам учреждения. И это не от скромности или робости.
Чеховское ружьё
Ещё один вклад в копилку абьюзивного поведения Новосельцева вносит ситуация с любовной перепиской Оленьки и Самохвалова. Точнее, переписка и заигрывания идут со стороны Оленьки, что мешает зам директору даже спокойно дойти до своего кабинета. О чём он прямо и высказался своей студенческой пассии.
Оленька не остановилась и тогда Самохвалов поступает радикально — придаёт письма огласке и просит коллектив в лице профкома защитить его.
"Какой же он негодяй!" — с благородным негодованием воскликнут мои читатели. Но позвольте, а как ещё должен был поступить женатый, на минуточку, мужчина? Прижать Оленьку к своей груди и осыпать поцелуями? С другой стороны коллектив (во всяком случае, женский) уже был в курсе этой ситуации благодаря Верочке, совершенно бесцеремонно зачитывающей чужие письма. Но её поведение ни у кого не вызвало осуждения, верно?
Милые дамы, вообразите, что это ваш муж получает любовные письма от замужней коллеги. Он негодяй, что даёт отпор и остаётся вам верен?
Новосельцев видит, что и его дело может потерпеть крах, если жертва так же захочет выйти из игры. Поэтому он, без разбирательств, бьёт Самохвалова по лицу. И не где-нибудь, а в кабинете начальницы, у неё на глазах. Чем и заслужил свидание дома у Людмилы Прокофьевны...
Но уже на другой день, произведя на работе фурор своим преображением, Людмила Прокофьевна узнаёт правду — Новосельцев добивался для себя повышения по службе. Сообщает об этом никто иной, как Самохвалов, чем и заслужил клеймо главного антогониста фильма и народного злодея.
То, что этот поступок Самохвалова был расчётливой местью, это однозначно. И вместе с тем это не исключает истины его слов и раскрывает низкую двуличную природу товарища Новосельцева.
Получается, если бы Самохвалов не подбивал с самого начала Новосельцева поухаживать за начальницей ради повышения, этого романа могло и не случиться. Не самый хороший подход, но и Новосельцев сам (!) решился на эту авантюру. Ведь другим путём подняться по карьерной лестнице у него не получалось. Выходит, флирт ради новой должности допускается, а вот рассказать о нём ничего не подозревающей Людмиле — преступление.
На самом деле оба эти поступка Самохвалова негативно его характеризуют, как человека. Однако и там, и там выбор делали Новосельцев и Людмила. Это был ИХ решение.
Кульминация
Это известие наносит сильный (но первый ли?) удар Людмиле Прокофьевне. И тем не менее она назначает Новосельцева начальником отдела. А тот заходит без стука, самовольно распоряжается в её кабинете, недоволен, что его "назначают таким тоном". План раскусили, но игра продолжается — теперь жертву изображает сам Новосельцев.
— Вы страшный человек, Новосельцев.
— Я?..
— Да, Вы. Ваш поступок не имеет названия, а Вы даже не понимаете, как мерзко и гадко поступили.
— У меня есть смягчающие обстоятельства — я люблю Вас.
Но бразды правления не утеряны и проделанный до этого результат восстанавливается через игру "Мне не нужна эта должность такой ценой!", выяснение отношений и порчу бумаги. Теперь Новосельцеву бояться нечего, шах и мат, господа!
Выводы
В финальной сцене мы видим, как такси с Новосельцевым и Людмилой Прокофьевной уезжает вдаль. И пусть они выясняют отношения, титры сообщают зрителю, что «через 9 месяцев в семье Новосельцевых было уже три мальчика».
Рязанов попытался логически закончить картину, но его чутьё мастера невозможно обмануть — концовка остаётся открытой.
Да, как бы очевидный такой намёк на воссоединение пары и скорое появление третьего ребенка. Однако так же это может быть отсылкой на нездоровое, безответственное поведение товарища Новосельцева. Мол, он сам ещё ребенок, вот и появилось у Людмилы Прокофьевны сразу трое детей. А, значит, к работе прибавится ещё и семья, которую ей придётся содержать. Или уйти в закат, как первая жена Новосельцева, тут уж как выйдет.
Вместо заключения
Давайте на минуточку отвлечёмся от психологии и поговорим о самом фильме. Кино отлично снято, даже по меркам нынешнего времени. Фильм буквально с первый минут погружает нас в эту простую, но вместе с тем такую естественную и тёплую атмосферу.
Актёрский состав так же великолепен — все персонажи получились натуральными, со своими характерами и судьбами. Им веришь, потому что они не играют, а буквально живут в этой истории. И всё это весьма органично вписалось в атмосферу советского времени с его трудовой и повседневной жизнью. Это притягивает внимание и очаровывает.
Возможно, поэтому тянет порой пересмотреть советскую классику и насладиться ею, как в первый раз. В конце концов мы любим фильмы не за их правдивость, а за те эмоции, которые они нам дарят.
Но этот фильм однозначно не подходит в качестве образца для построения здоровых отношений.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
А как вы относитесь к героям фильма? Пишите своё мнение в комментариях.
Не забудь поставить лайк и подписаться на канал!
Другие статьи по теме: