Вчера мы говорили о защите детей. Сегодня – пару слов о главной для них опасности.
Представьте, что вы сидите на концерте и слушаете хорошую музыку. И вдруг музыкант ошибается. Музыка хорошая, и музыкант хороший, но вот чуточку ошибся, на четверть сантиметрика палец не туда по грифу скользнул, и вы это услышали. Вы внутренне морщитесь. Вам неприятно. Вам больно...
Вот так же я не люблю банальностей. И когда их изрекают, и когда взмахивают руками: "Ах!.. Золотые слова!"
Банальности вредны для психического здоровья. Они замещают попытки мыслить.
Будь моя воля, я бы распорядился: изрекать банальности в специально отведённых местах. Вроде "мест для курения" в аэропортах. Или вроде "поэтических кафе", – знаете, есть такие, где поэты читают по очереди стихи. Другим поэтам, дожидающимся своей очереди.
Разумеется, мне и самому приходилось бы их периодически посещать...
Так вот. Вчера мы на нашем канале в "Дзен" опубликовали статью "От чего нужно защищать детей" (краткое содержание: детей нужно защищать от необученности, от неумения правильно поступать и от неумения мыслить), и некоторые люди написали такие приблизительно комментарии: "Ерунду пишете, детей нужно защищать от войны!" (Бурные, продолжительные аплодисменты.)
Ох, как сильно скользнул палец... "Надо защищать" – прекрасно. А как? Вы своих защитили? Или чьих-нибудь? Знаете способ? Или так, лишь бы сказать что-нибудь, от чего душе делается делается сонно и сладко – как насосавшемуся маминого молочка младенчику?
"Надо защищать от войны..." Согласен. "Надо". Расходимся?
Детей надо защищать от нежелания и неспособности думать. Примечание: от своих нежелания и неспособности.
Потому что у детей эти нежелание и неспособность отсутствуют, они вырабатываются у взрослых – под воздействием огромного количества сладких, успокаивающих разум и душу банальностей...
У детей, особенно у маленьких, есть огромное преимущество пред "человечеством в среднем": они, как мудрец Сократ, "знают, что ничего не знают". Взрослые же странным и потешным образом уверены, что знают всё. Ну, или "всё, что им надо".
Эта уверенность подвергается страшным испытаниям, когда сталкивается с вопросами ребёнка – с полными доверия и надежды вопросами ребёнка. Потому как ребёнку обычно "надо" куда больше, чем позакрывавшему валентности взрослому.
Не сочтите за обиду или вызов, я ничем не отличаюсь от вас, такой же взрослый, как все. Скажите: сколько раз вы отвечали на вопрос ребёнка следующим образом:
– Вырастешь – поймёшь; рано это тебе ещё.
– Не болтай глупостей.
– Горе ты моё луковое! (Со смехом, после чего обнять и расцеловать).
– Спроси у папы (у мамы).
– Потом, я устал (устала).
И сколько раз так:
– Хмм... Не знаю, давай вместе подумаем.
И начать разговор, диалог с ребёнком. Ведь это же правда трудно. А мы правда устаём. А это бывает тяжелее работы...
Мы можем не найти правильного ответа. Но опыт поиска ответов будет для нашего ребёнка стократ ценнее, чем знание готовых. Ведь и любой школьный учебник состоит не только из задачек и ответов в конце, он ещё предполагает попытки решения, не правда ли?
А о войне у нас в "Лучике" была статья – ответ на детский вопрос "Почему случаются войны?" – в мае 2020 года, кажется. На нас тогда за эту статью несколько жалоб написали. Кто-то из тех взрослых людей, у которых в голове никаких вопросов – одни ответы...
Вот, собственно, и главная опасность. По моему профессионально деформированному разумению.
Примеры вопросов, которые дети или их родители присылают в "Лучик":
– Мама, а зачем ты в университете училась, если всё равно на работу не ходишь, а с нами сидишь?
– Что делать, если ты бедный, и у тебя нет мобильного телефона, а в классе дразнят и не хотят дружить?
– Чем отличается шедевр от обычной картины?
– Почему надо ходить в школу и там со всеми дружить? (Вопрос первоклассника)
– Как устроена бесконечность?
– Сколько всего вселенных?
– Как работает радиация? И почему она такая опасная?
– Почему у Мальвины волосы голубые?
– Зачем человеку совесть?
Кстати, на все мы ответили.