Пригласили меня тут в музей Льва Кассиля в славный город Энгельс выступить на тему «От чего защитить детей», ни больше, ни меньше. Согласился я и начал думать. Собирался-собирался с мыслями, в итоге для порядка решил чего набредил на бумажку выписать. Публицистика – вроде как не мой жанр, но один раз в квартал не грех. Мысли, если честно, разнонаправленные и местами сумбурные. Но так уж вот получилось.
Ясное дело, что защита детей – вещь благородная и необходимая. Маленькие они, слабые, неопытные, нуждающиеся в нашей поддержке. Дай, думаю, открою ленту новостей в интернете в преддверии 1 июня, вдруг наткнусь на что подходящее для начала разговора. И знаете – вот прямо как некая злая ирония! – на первой же ленте в глаза бросается заметка: «В Санкт-Петербурге четверо подростков выстрелили в мужчину, который сделал им замечание. Школьники вели себя шумно, 50-летний мужчина сделал им замечание. Один из подростков вытащил аэрозольный пистолет и выстрелил. После дети отобрали у мужчины телефон и убежали». И сразу всплывают в памяти многочисленные беседы с учителями и вожатыми на тему того, что день защиты детей в наши дни иногда напоминает мультфильм «Самый маленький гном», выпуск третий. Когда добрый гном Вася отправился защищать Серенького Козлика от Волка, а в итоге пришлось ему защищать Волка от циничного и жестокого СерогоКозла (Ширвиндт в озвучке неподражаем!). Или подростки – уже не дети? Праздник 1 июня – не про них? Тогда с какого возраста прикажете отменять? С 11 лет? Или с 12?
Защищать-то надо. Но кого? От чего и от кого? Как? Больше сорока лет тому назад в моём любимом журнале «Весёлые Картинки» публиковался комикс с продолжением. Ну, это сейчас говорят комикс, а тогда было просто – «рассказ в рисунках». Про доброго мальчика, который всех жалел и хотел всех защищать. Только почему-то каждый раз у него получалось всё с точностью до наоборот, а фамилия у мальчика была Жалейкин. Скажем, в одном из номеров Жалейкин пришёл в берёзовую рощу – а там дятлы своими острыми клювами кору у деревьев портят! А берёзам же больно! Взял Жалейкин рогатку и давай берёзы от дятлов защищать. Всех дятлов прогнал из леса. Только непонятно почему берёзы гибнуть начали – была когда-то красивая берёзовая роща, а стал мёртвый сухостой да валежник...
Ну, или если вам журнал «Весёлые Картинки» кажется недостаточно серьёзным – давайте возьмём литературную классику, «Дон Кихота» Сервантеса. Помните эпизод про то, как Дон Кихот защищал мальчика Андреаса от жестокого хозяина? И чем всё закончилось? Как тот самый Андреас кричал на Дон Кихота – «Об одном умоляю вас, сеньор, если мы встретимся, то что бы со мной ни происходило, не вздумайте защищать меня и спасать, потому что от вашей защиты и помощи всё оборачивается только хуже! Будьте прокляты и вы, и все странствующие рыцари в мире!». Так что всё непросто – вроде как защита, помощь – вещи как бы необсуждаемо благородные, правильные, хорошие. Но на самом деле даже в Библии сказано: обо всём на свете надо судить «по плодам его», то есть по итоговым результатам, а не по декларируемым намерениям...
Снова открываешь интернет, смотришь на статьи по теме. Много их, разных – и все про защиту детей. От чего только сегодня детей защищать не предлагают – и от того же интернета, и от телевизора, и от «неправильных» фильмов, книг и журналов (вопрос – кто составляет список «правильных»?), и от сверстников («буллинг»), и от диктаторов-учителей, и от воспитателей, и от тренеров, и даже от собственных родителей – в частности очень интересно читать про «экономическое насилие в семье». «Мам, я хочу новую куклу!» – «Она очень дорогая, у нас нет сейчас таких денег!» – «Ааааааа!!!» – тоже экономическое насилие? Спешно начинаем защищать, вплоть до изъятия подвергнувшейся маминому «экономическому насилию» малютки из семьи в приют?
Но вот что интересно. У нас по официальной статистике каждый год примерно 300 детей погибает под колёсами автомобилей. И ещё 9 тысяч получают травмы, иногда тяжёлые, иногда остаются инвалидами на всю жизнь. Аллея Ангелов в Донецке – там больше 100 мёртвых ребятишек! – вызывает у нас благородное негодование и желание защищать, это правильно и хорошо. А что те 300 детских трупиков, которые стали жертвами лихачей-автолюбителей? Нахватавших автокредитов и купивших себе все справки и права? Это же чудовищная цифра – каждый день кроме воскресений закапывают по детскому гробику на кладбище. Вдумайтесь! И где все борцы и защитники?
Цифры (зайдите на сайт ГИБДД, это всё есть в открытом доступе) говорят сами за себя – 9 из 10 ДТП у нас происходит не с троллейбусами и фурами, и даже не с такси, а именно с «автолюбительскими» легковушками. Но вы видели какие-то акции, в которых возмущённые защитники прав детей (а право на жизнь к ним относится, правда же?) закидывали бы автосалоны траурными веночками и маленькими гробами? Я – ни разу. Потому что автопром, автокредит, автосервис – это бизнес, это огромные, сумасшедшие, немыслимые деньги. В сравнении с которыми 300 мёртвых ребятишек в год – так, пустяки. «Лес рубят, щепки летят». Все дворы заставлены автомобилями, каждую минуту или выезжает или заезжает автомобиль – а ведь там дети играют! Автовладельцы, прокляните меня: я за то, чтобы вообще запретить покупать и водить машину тем, у кого нет гаража или постоянного места на стоянке. Кроме служебных авто, само собой. И стоянки во дворах запретить категорически. Что, «фашизм!», «тирания!», «это произвол!», да? А вы видели, как спешащий куда-то автолюбитель сдаёт от подъезда задним ходом, чтобы развернуться, а ему сзади под колёса летит мяч, а за этим мячом – двое радостно визжащих и ничего не замечающих первоклашек? Видели? Это же до инфаркта...
«Мальчишки сами виноваты!» – да?! В чём, скажите? Им инспектор ГИБДД в школе говорил, когда приходил в класс – «не играйте на проезжей части летом, играйте во дворе!». ТАК ОНИ И ИГРАЛИ ВО ДВОРЕ! Ещё раз: с января 2023 года в ДТП погибло 3504 человека, из них – 173 ребёнка. Или защищать детей от интернета мы мастера, а от самого себя за рулём – «это другое»? По статистике – в жутком соревновании «причина смерти ребёнка от 5 до 14 лет» первое место занимают дорожно-транспортные происшествия (с большим отрывом на втором, кстати – утопления, на третьем – бытовой, «домашний» травматизм).
Теперь про извечный русский вопрос «кто виноват?». Соберём в детском садике ребятишек из младшей группы, трёх-четырёхлеточек. И расскажем деткам такое вот: «Мальчик Петя бежал по дорожке. Споткнулся об лавочку, упал и разбил коленку. Петя плачет. Кто виноват – мальчик или лавочка?». И большинство малышей отвечает: «Виновата лавочка, она плохая!». А потом перейдём в старшую группу, к пяти-шестилеткам. И зададим тот же самый вопрос. И сильно повзрослевшие дети будут отвечать уже иначе: «Это мальчик виноват. Он не слушал воспитательницу или маму, бегал там где нельзя, не смотрел под ноги...». Однако продолжим эксперимент и всё тот же самый вопрос адресуем современным взрослым. Можно даже с высшим образованием. Знаете, что будет? Уйёу...
«Виновата воспитательница». «Виновата заведующая садиком». «Виновата учительница». «Виноваты родители». «Виноват директор школы». «Виноват комитет по образованию». «Виноват министр образования». «Виноват мэр (не обязательно Москвы)». «Виноват Путин» («до чего страну довели!»). «Виноват генеральный секретарь ООН». И – финальный аккорд, ягодка на торте: «Виноват разнорабочий Литрович П.П., 1960 года рождения, установивший лавочку с нарушениями САНПИН номер одиннадцать-два-ноль пять параграф пятнадцать пункт шесть подпункт «ю». По решению суда за разбитую Петину коленку оштрафован на две зарплаты и уволен»... Вы знаете, а мне иногда кажется, что некоторым взрослым взрослеть не надо. Оставались бы на уровне старшей группы – шестилетки явно умнее!
Если честно – то защитить хочется. Особенно детей. От всего плохого. Но вот в чём вопрос – защитить человек может только от того, от чего может (и умеет) защищаться сам. Защитить от всего – невозможно. Никого, никогда, нигде. Предусмотреть всё – невозможно. Снова никому и никогда. Не пустишь ребёнка во двор, чтобы не попал под машину – он прямо в квартире неудачно падает с табурета и получает тяжелейшие переломы. Пустишь во двор – залезет на пожарную лестницу и сорвётся. Вы знаете, в некоторых странах на западе (да-да, в столь любимой нашими правозащитниками США) в моде... поводки для детей.
Идёт мама по супермаркету, а впереди неё двое ребят, младшего школьного возраста. На поводках, как собачки. Ну понятно же, «на всякий случай» и «как бы чего не вышло». «Чтобы защитить». Не подкопаешься. Но – до какого возраста? И можно ли предусмотреть поводок на все случаи жизни?
Ещё момент. Читая в интернете статьи и обзоры отдельных «защитников детей», обращаешь внимание на то, что все их тезисы изложены исключительно по западным (прежде всего американским) методичкам. И дело даже не в том, что США – страна России враждебная (я в курсе, что Президент называет их «наши заокеанские партнёры», я тоже иногда люблю тонкий мужской армейский юмор). А есть такая восточная древняя пословица – «Внимательно выслушай, что советует тебе враг, и сделай всё наоборот». А дело в том, что в самих США эти «защитные тезисы» абсолютно не соблюдаются. У них в половине штатов до сих пор (в XXI веке) разрешено детей пороть по попе – нет, не в семьях, про семьи это «личное дело каждого», это вообще не обсуждается! – в школах! Ремнём или деревянной лопаткой.
Или заковать (в наказание) в наручники. У них в школах (и даже отдельных классах) популярны карцеры – как они их стыдливо называют, «мягкие комнаты», «padded rooms», в которые детей иногда запирают на несколько часов.
Вы всё ещё в восторге от пленительного обаяния светлой демократической обители? У нас не так давно прошла инициатива – чтобы школьники раз в неделю собирались на поднятие флага и пели хором национальный гимн. Сколько было демократически-правозащитного воя! «Деспотия», «тоталитаризм», «промывание детям мозгов», «совок» (о, этот ужасный «совок»!). Но... А как же быть с «клятвой американскому флагу», которую в школах США начиная с 5 лет дети читают хором каждое утро?! Или опять «вы не понимаете, это другое»?!
А ещё знаете что я думаю? Что самая лучшая защита – это научить человека защищаться самостоятельно. То есть думать, знать, предвидеть результаты своих поступков, отвечать за них. И чем раньше (в смысле возраста) – тем лучше. Сажать ребёнка на поводок – это «не наш метод». И этически он вызывает у меня вопросы, да и единственное, что создаст – это постоянное и жгучее желание у ребёнка от этого поводка избавиться. Любой запрет – это палка о двух концах. Любой запрет очень легко превратить в средство манипуляции ребёнком. «Мама запрещает тебе играть в эту видеоигру? Пойдём ко мне домой, я тебе разрешу и поставлю в неё поиграть!» – вы представляете, какие чудовищные замыслы могут скрываться за предложением «добренького дядечки» или «бывалого старшеклассника»? А ведь как соблазнительно... Или папа с мамой «делят» ребёнка при разводе – «Тебе же папа не разрешает слушать музыку этой певицы и дружить с Сидоровым? А я разрешу! Только скажи на суде, что хочешь остаться со мной». Не сталкивались с таким, никогда, нет?
Так что как-то вот так. Пока детёныш совсем маленький и беспомощный – да, защищать и оберегать. Изо всех сил и от каждого случайного сквознячка. Но как только «обретает сознание», как только становится мыслителем, как только начинает понимать, что «лавочка не виновата, а виноват мальчик» – набраться терпения, мужества и начать помогать самостоятельно познавать мир, учить думать, учить разбираться в людях и вещах, защищаться «от плохого» самому.
Не «дёргать за поводок», а радоваться, когда ребёнок сам видит возможные последствия и сам принимает правильное решение. А если и вмешиваться и защищать, то делать это максимально незаметно, деликатно, тактично. Так, чтобы ребёнок этой вашей защиты не замечал вообще или почти не замечал. Ну, за исключением самых крайних случаев... А ещё – лучше всего защитить ребёнка может только нормальная, полноценная и здоровая семья. Без вариантов. А ещё – главное правило защиты: надо быть ребёнку другом. Другом, понимаете? Потому что только в этом случае у вас есть шанс стать примером и быть услышанным. Вот.
Ох, чую, полетят в меня сейчас тухлые яйца и помидоры. Но что получилось, то получилось. «Не могу иначе». Всё.
Александр Червяков