Найти тему

«Из прочитанного…» А. С. Байетт «Обладать»

Аннотация к роману Антонии Сьюзенн Байетт «Обладать» описывала произведение как «романтический роман». Признаться, по началу я даже растерялся – как это? Что это за тавтология? На деле оказалось, что перед нами – классическое (или околоклассическое) произведение, написанное в конце XX века...

Начнём издалека. В какой-то из книг Курта Воннегута я вычитал: когда он читал лекции по литературе в университетах США, то говорил студентам, что XX век «задал моду» на литературный минимализм. Общий объём романов сократился в два, а то и в три раза, а сами романы стали более хлёсткими и минималистичными (особенно это черта присуща англоязычной литературе). Так вот: «Обладать» - исключение из этого правила. Это абсолютно анахроничный роман, место которому (в хорошем смысле) в XIX или даже XVIII веке.

Книга рассказывает историю о двух исследователей-литературоведов - Роланда Митчелла и Мод Бейли, исследуют которые творчество Рандольфа Генри Падуба и Кристабель Ла Мотт соответственно. В ходе своих исследований они обнаруживают сокрытые до этого фрагменты биографии писателей, а их судьбы совершенно незаметно начинают переплетаться...

И вот после первой четверти начинаешь понимать, почему в аннотации роман назван «романтическим». Это – огромное по объёму произведение, которое может позволить себе вместить в себя текст настоящей английской сказки (которая будет являться прообразом предстоящих событий). Это – колоссальный труд с ветвистой системой образов и «говорящими» фамилиями. Это – особая (и невероятно красивая, надо отметить) лексика романа, которая в некоторых фрагментах позволяет трактовать прочитанное несколькими способами. Это – огромные по своему объёму описания природы и окружения, которые, в конечном итоге, также влияют на чтение и восприятие романа.

Безусловно, «Обладать» местами тяжело читать… Но эта черта присуща, как мне кажется, многим классическим произведениям. И уж она точно не делает роман хуже.

Никита Лейченко, библиотекарь отдела городского абонемента