Найти в Дзене
Будни рекрутера

Что делать, чтобы сотрудник не ушел во время испытательного срока

Для тех, кто только устроился на работу, есть масса советов на тему того, как успешно пройти испытательный срок. Однако мало кто говорит о том, что требования на это время должны выставляться и по отношению к работодателю. Вместе с RusBase разбирались зачем нужен испытательный срок и как его следует проходить бизнесу.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Испытательный срок – это только для сотрудников?

Принято считать, что испытательный срок – это то время, за которое кандидат должен проявить себя, а работодатель – принять решение о том, подходит ему новый сотрудник или нет. Однако это ошибочно, ведь испытательный срок вовсе не про то, чтобы компания просто выбирала лучшего среди приходящих и уходящих кандидатов. Напротив, и бизнесу нужно постараться, чтобы работающие в компании люди захотели в ней остаться.

Если новый сотрудник ушел в течение испытательного срока, это совсем не значит, что он не справился с задачами или дал слабину. Возможно, причина кроется в том, какие ценности транслирует компания, как она коммуницирует с сотрудниками, как выстраиваются отношения команды с руководителем и т.д. Их может быть масса, к примеру:

  • несоответствие описания вакансии реальным задачам;
  • отсутствие корпоративной культуры, а также миссии и ценностей компании;
  • отсутствие адаптации и обучения на первых порах, когда кто-либо из коллег рассказывает о рабочих процессах и погружает в детали;
  • враждебная обстановка.

Для того, чтобы вовлечь и заинтересовать новенького, работодателю нужно стараться ничуть не меньше. Давайте разбираться с основными правилами, которые необходимо соблюдать компаниям и менеджерам в частности, чтобы работать на удержание новых сотрудников.

Проявляйте интерес и дружелюбие к сотрудникам

Любой человек, придя на новую работу, будет волноваться и чувствовать себя так, будто любая ошибка здесь может стоить ему работы. И это нормально, именно поэтому важно создавать на рабочем месте благоприятную атмосферу и выстраивать здоровые отношения в коллективе.

К примеру, показать новому сотруднику офис, познакомить его с коллегами, пригласить на обед или просто пожелать хорошего дня – прекрасные способы проявить дружелюбие и лояльность. Такие мелочи дают понять, что человека рады приветствовать в команде, а сам он быстрее вливается в рабочий процесс и становится более мотивированным.

Вообще роль менеджера в данном случае ключевая, потому что только он может вовремя заметить какие-то внутренние разногласия и уладить их. Случается и такое, что некоторые сотрудники, которые уже давно в компании, при выходе новых коллег на рабочие места, устраивают настоящую дедовщину. Предотвратить такое отношение, примирить все стороны и показать, что каждый в компании ценен, в силах только руководитель.

Например, с приходом нового сотрудника можно устроить небольшую пицца-пати прямо в офисе после рабочего дня. На ней все смогут познакомиться в более неформальной и спокойной обстановке и наладить контакт с новеньким. Обычно именно из-за подобных активностей команда сплочается и становится более дружной.

Проговаривайте обязанности и цели на испытательный срок

Чтобы ни с одной из сторон не было недопониманий, следует обсудить детали работы и цели в первый же день. К примеру, можно распечатать оффер или трудовой договор, в которых прописаны обязанности сотрудника, и детально обсудить каждый пункт: проговорить все обязанности и связанные с ними вопросы, наметить краткосрочные и долгосрочные цели.

Также будет полезно рассказать более подробно о том, чем занимается компания, какая у нее миссия, что в ней ценится, какая у нее корпоративная культура и т.д. Объясните человеку, на какие бизнес-процессы влияет его работа, насколько они значимы и полезны. Важно доносить до сотрудников и отражать в своей корпоративной культуре, что любой специалист, в том числе и на младшей позиции, будь то ассистент или офис-менеджер, ценен, ведь без его поддержки даже самые простые задачи будут выполняться куда дольше и хуже.

Нередки случаи, когда из-за отсутствия прозрачности и структурированности в рабочих процессах, новые сотрудники уходят в первые же недели. Чтобы этого избежать, мы, к примеру, начали практиковать экскурсии в компании, с которыми уже работаем или только планируем работать. Всей командой посещаем абсолютно разные места: от закрытых гольф-клубов до пятизвездочных отелей. Помимо того, что такая практика дает возможность новому сотруднику лучше узнать с чем ему придется работать, она еще и помогает отвлечься от рутинных задач и вдохновиться работой. Организовать подобный интерактив для вовлечения несложно, особенно, если у вас немногочисленная команда: вы можете посещать профессиональные выставки, устраивать экскурсии на производства и в лаборатории, с которыми работаете, и т.д.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Давайте обратную связь

Новому сотруднику всегда крайне сложно понять правильно ли он выполняет ту или иную задачу, и молчание руководства во время адаптации лишь ухудшит его впечатление от работы, которая и так не до конца понятна. Грамотно выстроенная коммуникация – залог успеха в работе команды.

У сотрудников должна быть возможность высказать собственные идеи и поделиться видением той или иной ситуации, а также получить комментарии о проделанной работе от руководителя. Обратная связь – очень эффективный инструмент, в рамках которого можно не просто наладить контакт с коллегами, но и усовершенствовать рабочие процессы, т.к. у каждого есть возможность поделиться своим профессиональным взглядом на проблему.

Также эффективным инструментом являются стратегические сессии, которые проводятся раз в квартал, полгода или год. У нас они состоят из двух частей: подведения итогов, брейншторма и интерактива после, например, мастер-класса от сомелье. Подобные инициативы помогут и руководству, и сотрудникам поделиться своими впечатлениями от работы в неформальной обстановке, а также придумать возможные решения для улучшения рабочих процессов.

Прямо говорите об ошибках

Замалчивание – очень частая ошибка, свойственная как сотрудникам, так и менеджменту. Чтобы решить возникшую проблему, ее нужно как минимум обозначить. Не всегда новый сотрудник может заметить за собой ошибку, задача руководителя в это время – указать на нее и дать возможность исправить.

Важно не только четко говорить о том, какой результат вы хотите видеть, но и делать это правильно, к примеру: “Здесь была допущена ошибка, давайте подумаем как мы можем ее исправить”.

Проводите еженедельные встречи

Регулярные встречи – отличный способ следить за ходом работы и обмениваться впечатлениями от нее. В рамках таких обсуждений можно задать вопросы по задачам, а также поделиться переживаниями, если что-то не удается или выходит совсем не так, как ожидалось.

Любому сотруднику важно знать, что его работу ценят и его вопросы готовы выслушать, а новому сотруднику  – тем более. Еженедельные встречи помогут вам научиться подводить итоги и ставить краткосрочные задачи таким образом, чтобы ни у кого не оставалось вопросов.

Непонимание рабочих процессов, слишком большое количество незнакомой информации на новом месте – причины частых увольнений на испытательном сроке. Помочь сотруднику разобраться, привести мысли и задачи в порядок, а также дать мотивационный толчок можно с помощью еженедельных индивидуальных встреч. На них следует обсуждать впечатления от работы за прошедшую неделю, победы и неудачи, разбирать их причины и делиться инсайтами, полученными в процессе, а также обсуждать новые задачи, особенно, если они сильно отличаются от предыдущих.

Я регулярно провожу one-to-one беседы с новыми сотрудниками, мы вместе проходимся по всем рабочим вопросам раз в неделю. Формат этих встреч всегда очень зависит от самого сотрудника. Как правило, они больше про достижение рабочих целей, улучшение бизнес-процессов. Но, к примеру, с одной подопечной мы буквально устраивали коуч-сессии, потому что у нее было много эмоциональных переживаний на новой должности.

Безусловно, эти принципы не являются стопроцентной гарантией того, что сотрудник захочет остаться в компании. Возможно, он уйдет посреди испытательного срока просто потому, что его будет утомлять дорога до офиса. В любом случае, соблюдение таких простых рекомендаций наверняка поможет вам выстроить сильный HR-бренд и грамотную коммуникацию внутри команды, что крайне важно для бизнеса и поддержания благоприятной атмосферы в уже сформировавшейся команде.