В прошлой части мы увидели как развивались Гранд Туреры Ferrari c 1953 по 1968 годы с 250-й по 330-ю серию. В те времена, за исключением супер люксовых моделей, описанных в части 1, в каждой линейке выпускались как комфортные двухместные GT-кары (или с посадочной формулой 2+2) ,так и легкие спортивные Гранд туреры двойного назначения. Такие, как правило, не имели большинства комфортных опций, но могли быть оснащены ремнями безопасности и участвовать в гонках. С конца 60х годов такая практика стала уходить в прошлое. К тому же в это время концерн FIAT выкупил 40% акций FERRARI, что повлияло на политику компании: выпуск высокомощных купе класса GT продолжался, но в 1968 году был налажен выпуск более массовых и менее дорогих центральномоторных спорткаров с двигателями V6 или V8 которые будут в следующей части. А мы продолжаем:
Ferrari 365 GTC/GTS/GT 2+2 (1967-1971)
В 1967 г. двигатель V12 SOHC объёмом 4390 см3 и мощностью 320 л.с. от Ferrari 365 California устанавливался на три менее дорогие модели: 365 GTC , 365 GTS и 365 GT 2+2. Первые две из них пришли на смену соответствующим модификациям Ferrari 330: двухместному купе 330 GTC и родстеру 330 GTS. Они имели практически идентичные кузова от ателье Pininfarina, только вентиляционные отверстия в крыльях были перенесены на капот. Их выпуск составил 168 и 20 ед. соответственно. Более популярной и массовой стала четырёхместная модель Ferrari 365 GT 2+2, (выпущено 804 ед.) в 1967 году заменившая Ferrari 330 GT 2+2.
Она отличалась от предшественницы не только двигателем, но и внешним дизайном. На шасси с колёсной базой 2650 мм был установлен кузов от Pininfarina и выглядел как закрытая версия эксклюзивной 365 California, но был ещё длиннее. В список стандартного оборудования входили усилитель руля, усилитель тормозов, независимая задняя подвеска с гидропневматической системой самовыравнивания от Koni (для компенсации веса задних пассажиров), электрические стеклоподъёмники, радиоприёмник и кондиционер.
Ferrari 365 GTB-4/GTS-4 Daytona (1968-1973)
Последней моделью Ferrari с передним двигателем V12 классической эпохи была модель 365 GTB/4, (прозванная журналистами Daytona), вплоть до появления модели 550 Maranello. Она заменила в спортивной линейке успешную берлинетту 275 GTB/4. Дизайн Pininfarina до сих пор считается иконой: передняя часть имела форму долота, а сзади уже скошенную крышу на тонких стойках и резко обрубленный хвост с двойными круглыми фонарями и встроенным в крышку багажника спойлером. Сдвоенные фары были спрятаны под сплошной пластиковой панелью на всю ширину кузова. Решётка радиатора уместилась между двумя половинами переднего бампера. С боковин исчезло всё, кроме вогнутой горизонтальной линии, вентиляционные отверстия в передних крыльях переместились на капот, а вместо дверных ручек использовались кнопки. Двойные боковые окна визуально удлиняли кабину, но внутри она оставалась двухместной, с небольшой полкой для багажа за сиденьями. Капот, багажник и двери были алюминиевыми, остальные панели - стальными.
Полностью алюминиевый двигатель, объёмом 4390 см3 с 4-мя распредвалами (отсюда "4" в названии), был расположен за передней осью и соединялся с 5-ступенчатой механической коробкой передач в одном блоке с задним мостом (transaxle). С такой компоновкой вес машины идеально распределялся по осям. В 1971 г. запустили в производство открытую версию, известную как Ferrari 365 GTS/4. К тому времени Ferrari 365 GTB/4 получила всплывающие фары, потому что крышки из оргстекла были запрещены американским законодательством. Выпущено 1284 с кузовом GTB и 122 GTS. В конце производства стали устанавливаться спортивные кожаные рули- большие деревянные баранки ушли в историю.
Ferrari 365 GTC/4 (1971-1973)
В 1971 году новое четырёхместное купе Ferrari 365 GTC/4 заменил более крупный 365 GT2+2, по сути являясь более комфортабельной и облагороженной версией 365 GTB/4 Daytona. В дизайне сочетались острые углы и плавные линии крыльев и крыши. Спереди автомобиль имел всплывающие фары и чёрный пластиковый бампер с интегрированной решёткой радиатора, сзади - усечённый хвост с тройными круглыми фонарями. Все открывающиеся панели были сделаны из алюминия. При колёсной базе 2500 мм в салоне удалось разместить второй ряд сидений, но поместиться на них могли только дети. Стандартная внутренняя отделка была выполнена из специальной ткани с кожаными вставками, за доплату предлагался полностью кожаный салон. В стандартную комплектацию входили усилители руля и тормозов, электрические стеклоподъёмники и кондиционер. Ходовая часть у Ferrari 365 GTC/4 была такой же, как у Daytona: полностью независимая подвеска, вентилируемые дисковые тормоза, легкосплавные или спицованные 15-дюймовые колёса. 4.4-литровый алюминиевый двигатель V12 DOHC у этих моделей тоже был общим, но на Ferrari 365 GTC/4 он имел масляный картер (на Дайтоне сухой), шесть карбюраторов Weber и был настроен на 340 л.с. Всего произведено 521 ед. не включая 3 прототипа.
Ferrari 365 GT4 Berlinetta Boxer (1973-1976)
Ferrari 365 GT4 BB- первый GT-кар из Маранелло с оппозитным 12-цилиндровый двигателем,расположенного продольно по центру. Двигатель у Ferrari 365 GT4 был того же объёма (4390 см3), что V-образный 12-цилиндровый у предыдущей модели 365 GTB/4 Daytona, поэтому трёхзначные индексы у них совпадали. Тем не менее, мощность у составляла 380 л.с. - на 28 л.с. больше, чем у Daytona. Кроме того, плоский мотор обеспечивал машине низкий центр тяжести и позволял разместить 5-ступенчатую механическую коробку передач под ним, в одном блоке с ведущим задним мостом. Кузов Ferrari 365 GT4 BB собирался на фабрике Scaglietti из стальных, алюминиевых и даже стеклопластиковых панелей. Он устанавливался на шасси с колёсной базой 2500 мм, которое состояло из пространственного полумонокока вокруг кабины и отдельных трубчатых подрамников спереди и сзади. Подвеска была полностью независимой, на двойных поперечных рычагах, пружинах и телескопических амортизаторах, со стабилизаторами поперечной устойчивости. В стандартное оборудование входили вентилируемые дисковые тормоза с усилителем и двумя гидравлическими контурами, 15-дюймовые легкосплавные колёса в форме пятиконечной звезды с центральной гайкой, а также электрические стеклоподъёмники, радио и кондиционер. Багажника у Ferrari 365 GT4 BB фактически не было, так как всё пространство в переднем отсеке занимало запасное колесо. В новой компановке большой проблемой было то, что 60% веса приходилось на заднюю ось и только 40% - на переднюю. Как следствие, автомобиль был склонен к избыточной поворачиваемости и потери сцепления с дорогой передних колёс. Наступивший в 1973 г. нефтяной кризис не способствовал продажам, поэтому с 1973 по 1976 гг. было выпущено всего 387 единиц Ferrari 365 GT4 BB.
Ferrari 512 BB (1976-1984)
В 1976 г. на смену Ferrari 365 GT4 BB пришла Ferrari 512 BB. Её название больше не отображало объём одного цилиндра, но расшифровывалось по тому же принципу, что и у младших моделей: цифра "5" обозначала объём двигателя в литрах, "12" - количество цилиндров. Мотор по-прежнему имел оппозитную конфигурацию и располагался продольно перед ведущей задней осью. С четырьмя верхними распредвалами, четырьмя 3-камерными карбюраторами Weber и системой смазки с сухим картером его мощность составляла 360 л.с. Дизайн кузова и конструкция шасси в целом не изменились, за исключением расширенной на 43 мм задней колеи. Внешне Ferrari 512 BB отличалась встроенным передним спойлером, воздухозаборниками NACA перед задними колёсами для охлаждения выхлопной системы и двойными задними фонарями вместо тройных.
Ferrari 512 BB никогда официально не продавалась в США, потому что не соответствовала требованиям местного законодательства. В Европе её продажи были невысокими: с 1976 по 1981 гг. было выпущено 929 единиц. В 1981 г. появилась следующая модификация Ferrari 512 BBi, у которой оппозитный 12-цилиндровый двигатель был оснащён впрыском топлива Bosch K-Jetronic и электронным зажиганием. До 1984 г. было построено ещё 1007 автомобилей.
Ferrari Testarossa/512 TR/ F512 M (1984-1996)
В процессе разработки Ferrari Testarossa компания поставила цель исправить основные недостатки предыдущей модели Berlinetta Boxer. Прежде всего это касалось отсутствия места для багажа и непродуманной системы охлаждения, которая была слишком тяжёлой и нагревала воздух в салоне. Две проблемы имели одно решение: заменить единый передний радиатор двумя боковыми, расположив их по обе стороны от моторного отсека. Для этого потребовалось сделать заднюю колею на 142 мм шире передней и полностью изменить форму кузова, чтобы задние крылья плавно сливались с боковинами, не находясь с ними в одной плоскости. В результате автомобиль получил боковые воздухозаборники с пятью длинными лезвиями, похожие на тёрку. Такие же лезвия покрывали декоративную решётку радиатора и заднюю панель на всю ширину кузова вместе с прямоугольными фонарями. Проходивший через них воздух создавал дополнительную прижимную силу.
В 1992 году появилась новая модификация Testarossa — 512TR. Машина стала чуть легче, а двигатель развивал теперь 428 л.с. Для снижения центра тяжести шасси было опущено на 30 мм, установлены 18-дюймовые колёса с шинами 235/40 ZR18 спереди и 295/35 ZR18 сзади. В салоне центральная консоль была отделена от панели приборов. Визуально Ferrari 512 TR отличалась новой крышкой моторного отсека и более обтекаемым передним бампером с отделёнными от решётки радиатора габаритными огнями и двумя воздухозаборниками, справа установили зеркало заднего вида (на ранних машинах его не было).
В 1994 г вышла последняя версия Testarossa - Ferrari F512 M ("Modificata"). Наиболее очевидными изменениями стали открытые передние фары и сдвоенные круглые фонари сзади, а также передний бампер в стиле Ferrari F355, воздухозаборники NACA на передней панели и обновлённые диски. Мощность оппозитного 12-цилиндрового мотора была увеличена до 440 л.с., при этом его вес снизился за счёт титановых шатунов и облегчённого коленчатого вала. Распределение веса между передней и задней осью теперь составляло 42:58. В стандартную комплектацию вошли газонаполненные амортизаторы и система ABS, а в список опций - гоночные сиденья из углеродного волокна. Всего было выпущено 9939 ед. всех модификаций.
Все картинки из интернета, далее классические спорткары Ferrari: