Честный разговор с Сергеем Терентьевым, автором канала о жизни работяги в провинции. Как сложился трудовой путь наладчика станков в поволжском городке, что стоит за нашумевшей историей на УАЗе, почему на заводах катастрофический кризис с кадрами — узнаем из первых рук👍
«Вот ты, а вот — станок, иди работай»
Я начинал работать на УАЗе. В 1990-м году после автомеханического техникума пришел туда и устроился производственным мастером. Сходил в армию. В 1992-м вернулся на завод — сначала водителем в цех ТСО, а потом на участок корпусных деталей в цеху КПП. Там работал наладчиком автомобильных линий и агрегатных станков до 2008 года
«Потом устроился на завод «Утес» наладчиком станков с ЧПУ. Никаких наставников у меня не было. Начальник показал на новый станок: «Вот ты. А вот — станок. Иди работай». А я даже не знал, с какой стороны подойти. На мое счастье, через пару дней приехали специалисты, которые устанавливали этот станок, объяснили азы. Остальное потихоньку изучал сам, по инструкции»
Проработал я там до 2013 года, но устал мириться с нищенской зарплатой. Ушел на Ульяновский механический завод, на то же оборудование, которое освоил на «Утесе». Тут и работаю по сей день. Наставников, кстати, тоже никаких не было. Показали новичку, где что находится, какой порядок работы — вот и все. Да и некому сейчас наставления давать. Не идет молодежь работать на заводы.
Суть профессии наладчика станков
Работа сложная, интеллектуальная, если говорить именно о наладке, а не просто — вставил заготовку, снял готовую деталь. Универсальных стоек с ЧПУ не бывает, везде свои нюансы. Даже на одном и том же оборудовании разных лет выпуска программы существенно отличаются.
«Современное руководство толком не понимает, что делает работник на станке с ЧПУ. Они думают, что можно просто нажать на зеленую кнопку «Пуск» — и умный станок будет работать без проблем. Но на самом деле там куча условий и нюансов — подготовить персонал, требования к заготовкам, запрограммировать машину, следить за технологическим процессом»
Идеального решения, как произвести годную продукцию, нет. По инструкции и каталогам пишут одно, а на практике видишь другое. Можно целую книгу написать о работе на агрегатных станках и «чпушных».
Что на заводах с кадрами
Очень резко в 2022-м производство охватил кадровый голод. До этого у нас даже сокращения случались, сейчас же работы стало больше, а рук не хватает. Руководители, которые уловили изменения, стали переманивать к себе хороших специалистов, конкурировать за кадры, давать отсрочку от службы. Знаю, что кое-где уже берут учеников токаря, фрезеровщика за 50 тысяч рублей. Но в нашем городе совсем другая картина.
Руководители трясутся только за свою шкуру. Если сорвут гособоронзаказ, им ведь голову оторвут. Но к рабочим начальство лучше относиться не стало. А работяги тоже не дураки, ищут места, где зарплата побольше, отношение человеческое. Нет у нас сейчас руководителей, которые способны наладить производство 😔
Если бы я оказался на месте директора, то любыми путями удерживал бы хороших специалистов. У нас же по пальцам пересчитать толковых конструкторов, технологов, огромная текучка. Этим спецам нужно поднимать зарплаты, а остальным показывать их пример, мотивировать развиваться. Работайте как они — будете получать столько же. Сейчас же наоборот: чем меньше взял на себя обязанностей, тем лучше. На зарплату это не влияет. Руководство в полной деградации.
Взять хоть инцидент на УАЗе, я писал об этом подробно на канале. Это ведь уже не первый случай. Но раньше брали нескольких зачинщиков, увольняли или по-другому наказывали. На этом все и заканчивалось. Люди боятся потерять работу, потому что закредитованы, все в долгах. Боятся, что останутся на долгое время без средств на существование. Поэтому и не идут до конца, дают попятную. Сегодня не знаю, чем может все закончиться. На заводе острый дефицит квалифицированных рабочих. И работы в Ульяновске немало.
Кстати, на моих глазах происходят изменения в рабочем контингенте. В 90-е было повальное пьянство, образ неотесанного заводского забулдыги — как раз оттуда. А сейчас все давно по-другому. На заводах практически нет пьющих. Я считаю, что рабочий сегодня — это локомотив, который может восстановить промышленность в стране. У нашей братии огромный потенциал✊
Про деньги
Для себя считаю сегодня достойной зарплату от 100 тысяч рублей, без переработок. Но по стране огромный разброс. Даже по сайтам вакансий можно судить, где-то от 150 тысяч, где-то 50-70. Бывший начальник приезжал к нам в начале года, говорил, что мы с напарником получали бы в другом месте от 100 тысяч при стандартном графике.
«Совет тем, кто ищет работу сейчас — сразу спрашивайте, из чего вам будут формировать зарплату. Если сдельное производство и обещают большие суммы — верить нельзя, это обман. Искать нужно оклад, тариф и премиальную часть. Премиальная часть должна быть небольшая. Костяк зарплаты должен состоять из тарифной или окладной части»
По моему печальному опыту, рабочего всегда хотят обмануть с оплатой труда. Если не занижают, то навязывают дополнительные обязанности, нагрузку по максимуму. Я уверен, что на фоне геополитической обстановки заводы и фабрики ждет бурный рост. Рабочий класс это уже чувствует, а вот начальство еще, извините, тупит.
Из рабочего — в блогеры
В 2018 я начал осваивать блогосферу, завел канал на Дзене. Уже в 2019-м вышел на монетизацию. Потом канал вдруг заблокировали из-за нарушений, я думал бросить это дело. А потом посмотрел на других авторов, их взлеты и падения, и завел новый канал. К нему уже отношусь очень серьезно.
«Пишу в основном про работу и свои будни. Читают меня люди от 35 лет, основное ядро — от 45. В семье и на работе к моему блогерскому увлечению относятся спокойно»
У меня есть мечта. Когда-нибудь распрощаться с заводом и ближе к пенсии полностью заняться блогингом. Недавно завел еще один канал — в нем планирую описывать свои блогерские наблюдения, вдруг кому-то пригодится. Заходите в гости 😉
__
Сергей, спасибо за откровенный разговор! Удачи вам на работе и в интернете, желаем море подписок ✏️
Всегда рады обсудить интересные ситуации о работе, зарплате и трудоустройстве на производстве — остаемся на связи 🤝