Вижу свет в конце тоннеля: осталось провести сегодня один урок с девятиклассником и в понедельник ещё два. Для заключительного занятия придумала новый вариант дотекстовых заданий. Он о храме Покрова на Нерли. А то что это я всё про Голландию да про Голландию?
Перенёсёмся из Голландии на землю Владимиро-Суздальскую.
2. Синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Церковь Покрова на Нерли – один из самых известных древнерусских храмов – была построена по приказу князя Андрея Боголюбского в начале XII века. (2)Расположение храма уникально: церковь выстроена на рукотворном холме среди заливных лугов, где сливаются воды Нерли и Клязьмы. (3)Храм возведён в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. (4)По легенде, камень на постройку храма доставили побеждённые булгары, однако исследования показали, что камень для строительства добывали в окрестностях Москвы. (5)Храм, возведённый при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвящённым Покрову Пресвятой Богородицы, но и единственным на последующие 200 лет – массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 простое, осложнено обособленным приложением.
2) Вторая часть предложения 2 односоставная, неопределённо-личная.
3) В предложении 3 сказуемое составное именное.
4) Одна из основ предложения 4 – камень добывали.
5) Предложения 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Ответ: _____________________________
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
По весне (1) Клязьма и Нерль разливаются на много вёрст (2) впитывая в себя ручьи (3) бегущие из лесов (4) озёр (5) и болотцев. Вода затопляет луговую пойму (6) и в тёмных (7) напоминающих настоянный чай волнах (8) отражаются (9) чуть зазеленевшие берёзы (10) гибкие ветви ив (11) и дубы-великаны.
Ответ: _____________________________
(Предложение для 3-го задания взяты из книги Евгения Осетрова "Живая древняя Русь")
4. Синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «сын князя», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1. ДРЕВНЕРУССКИЙ - сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.
2. ПОСТРОЕНА - в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
3. РАСПОЛОЖЕНИЕ - написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением.
4. ИССЛЕДОВАНИЯ - на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
5. ЕДИНСТВЕННЫЙ - в имени прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н при помощи суффикса -Н, пишется две буквы Н.
Ответ: _____________________________
Надеюсь, ответы учеников вас порадуют (а некоторые, возможно, повеселят - я имею в виду "сына князя"). Всем тепла, добра и длинного-длинного безмятежного лета.