Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Задания в формате ОГЭ по русскому языку для заключительного занятия перед экзаменом

Вижу свет в конце тоннеля: осталось провести сегодня один урок с девятиклассником и в понедельник ещё два. Для заключительного занятия придумала новый вариант дотекстовых заданий. Он о храме Покрова на Нерли. А то что это я всё про Голландию да про Голландию?

Перенёсёмся из Голландии на землю Владимиро-Суздальскую.

Суздаль. Фото из личного архива автора
Суздаль. Фото из личного архива автора

2. Синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.

(1)Церковь Покрова на Нерли – один из самых известных древнерусских храмов – была построена по приказу князя Андрея Боголюбского в начале XII века. (2)Расположение храма уникально: церковь выстроена на рукотворном холме среди заливных лугов, где сливаются воды Нерли и Клязьмы. (3)Храм возведён в память об Изяславе Андреевиче, сыне князя, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. (4)По легенде, камень на постройку храма доставили побеждённые булгары, однако исследования показали, что камень для строительства добывали в окрестностях Москвы. (5)Храм, возведённый при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвящённым Покрову Пресвятой Богородицы, но и единственным на последующие 200 лет – массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.

Храм Покрова на Нерли. Фото из личного архива автора
Храм Покрова на Нерли. Фото из личного архива автора

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 простое, осложнено обособленным приложением.
2) Вторая часть предложения 2 односоставная, неопределённо-личная.
3) В предложении 3 сказуемое составное именное.
4) Одна из основ предложения 4 –
камень добывали.
5) Предложения 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

Ответ: _____________________________

3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По весне (1) Клязьма и Нерль разливаются на много вёрст (2) впитывая в себя ручьи (3) бегущие из лесов (4) озёр (5) и болотцев. Вода затопляет луговую пойму (6) и в тёмных (7) напоминающих настоянный чай волнах (8) отражаются (9) чуть зазеленевшие берёзы (10) гибкие ветви ив (11) и дубы-великаны.

Ответ: _____________________________

(Предложение для 3-го задания взяты из книги Евгения Осетрова "Живая древняя Русь")

Отражения. Фото из личного архива автора
Отражения. Фото из личного архива автора

4. Синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «
сын князя», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _____________________________

5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1. ДРЕВНЕРУССКИЙ - сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

2. ПОСТРОЕНА - в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

3. РАСПОЛОЖЕНИЕ - написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением.

4. ИССЛЕДОВАНИЯ - на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

5. ЕДИНСТВЕННЫЙ - в имени прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н при помощи суффикса -Н, пишется две буквы Н.

Ответ: _____________________________

Надеюсь, ответы учеников вас порадуют (а некоторые, возможно, повеселят - я имею в виду "сына князя"). Всем тепла, добра и длинного-длинного безмятежного лета.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц