На следующий день стоянку возле кладбища постепенно стали занимать машины. Из них выходили близкие и дальние родственники Лидии Ивановны. Не забыли про нее знакомые и бывшие коллеги по работе. Ведь она 20 лет отдала родному заводу. Начинала на нем с обычной сортировщицы, пока не дошла до мастера участка. Периодически ее ставили начальником, когда тот уходил в отпуск или оформлял больничный лист. В общем, хорошо себя зарекомендовала, и руководство это одобряло.
Вместе с тем за весь период своей работы Лидия Ивановна ничем компрометирующим себя не запятнала. Подчиненные к ней не то что с уважением относились, они готовы были на руках ее носить. И все потому, что она за них заступалась, отстаивала право на достойную зарплату и соответствующие условия труда.
Наконец подъехали и сыновья со своими семьями и как-то с неохотой повылезали из машин. Особенно внуки, которые морщили носы и вообще, кажется, не хотели туда идти. Однако грозные взгляды родителей быстро привели их в чувства. И они покорно прошли вместе с ними к месту захоронения.
После того, как все собрались, Лидию Ивановну отпели, потому что она была верующим человеком. Затем по очереди стали подходить к гробу и прощаться, произнося определенные слова. Первыми это сделали бывшие коллеги, за ними пошли знакомые и дальние родственники. И только под конец, потому что им требовалось больше времени на прощание, подошли самые близкие, в том числе дети и внуки.
Молча, они посмотрели на усопшую, с волнением перекрестились и отошли в сторону. На этом прощание закончилось, гроб закрыли и опустили в могилу. И пока его закапывали, Игорь шепотом спросил у Антона:
-Ты в кафе звонил, там все готово?
-Да, сразу утром набрал, пока на кладбище собирались.
-Хорошо, тогда надо будет решить, кто поедет на обед.
-Я с запасом заказал, чтобы всем хватило, - раздраженно ответил Антон, - так что, пусть все едут.
-Ладно, я понял, - кивнул Игорь.
На месте захоронения сразу же установили оградку. Братья не стали скупиться, поэтому оплатили весь комплекс ритуальных услуг. К тому же и с обедом заранее предусмотрели. И на поминки отправились практически все, кто присутствовал во время похорон. Только лишь некоторые отказались, выразили слова соболезнования и уехали.
Кафе для поминок находилось недалеко от торгового центра. И вот, во время обеда братья и их жены снова чуть было не начали спорить по поводу завещания. Но остальные попросили соблюдать тишину и ради приличия отложить все распри на более подходящий для этого день. Пришлось им на время угомониться и не привлекать к себе лишнее внимание.
Однако мысль о том, что скоро станут обладателями квартиры в центре города, денежных средств на банковском счете и загородной дачи, не давала им покоя. И заставляла терзать себя догадками, кому же все это богатство достанется. Как ни странно, но Лидия Ивановна ничем из этого для своего спасения не воспользовалась. Хотя могла, например, продать дачу и на какое-то время продлить себе существование.
В тот день братья со своими семьями выслушали в свой адрес много слов соболезнований от родных и просто неравнодушных людей. Несмотря ни на что, Лидию Ивановну проводили в последний путь как уважаемого человека. И выразили сожаление, что она так рано ушла из жизни. Могла бы еще пожить, но судьба иначе распорядилась.
После похорон Антон и Игорь договорились поддерживать контакт. И в первую очередь для того, чтобы всем вместе встретиться на оглашении завещания. Впереди у них было две недели, чтобы обо всем подумать и сделать определенные выводы. И только их жены, как две торговки на базаре, все это время чуть ли не каждый день созванивались и спорили, кто получит квартиру, а кому деньги достанутся.
Даже внуки принимали в этом самое активное участие. И как-то между ними произошел такой разговор:
-Мама и папа поставят для меня батут на даче, - говорил сын Антона и Ирины.
-А я получу большую детскую комнату в квартире, - спорила с ним дочка Игоря и Татьяны.
-Это мы еще посмотрим.
-Да, да, посмотрим.
Двоюродные брат и сестра удивительным образом были похожи на своих родителей. Такое впечатление, будто в одной школе учились делить шкуру неубитого медведя. И делали это с особым цинизмом, не обращая внимания на то, что это, по крайней мере, неприлично.
Похоже, что их больше ничего не волновало, кроме собственной выгоды. Они просто копировали то, что делали взрослые. И считали, что правильно поступают. Во всяком случае, в их поведении не было никакого сожаления по поводу того, что бабушки не стало.
Смерть Лидии Ивановны нисколько не затронула детские сердца внуков. У них нигде и ничего не екнуло. Хотя, чему там удивляться, как говорится, какие родители, такие и дети. Яблонька ведь не зря разбрасывает вокруг себя яблочки, потому что заботится о будущем. Оставляет семена, чтобы они повторили тот же путь, через который и она прошла.
Необходимые две недели для ожидания официального оглашения завещания незаметно пролетели. С трудом, но братья выдержали этот период, не поссорились и не подрались из-за наследства. И все потому, что пока не знали, кому и что достанется.
Нотариус поочередно сообщил о приглашении сначала старшему сыну, а затем и младшему. В конторе нужно было собраться к 10 часам утра, однако они приехали гораздо раньше. И почти 20 минут сидели в машинах, чтобы собраться с духом, перестать волноваться и сконцентрироваться.
Затем они вышли и не спеша поднялись по ступенькам. Внутри было как-то удивительно тихо. Казалось, будто специально для них всех посетителей выпроводили. Антон постучался в дверь и с той стороны прозвучал ответ:
-Да, входите.
-Здравствуйте, мы Роговы, по поводу оглашения завещания. Вы нам звонили и пригласили на встречу.
-Доброе утро, присаживайтесь, - спокойно ответил нотариус, - сейчас я принесу документы и озвучу волеизъявление вашей матери.
-Может, мы как-то быстро все решим, вы просто скажите, кому и что досталось, и на этом закончим? – прищурив левый глаз, Антон одновременно достал из кармана кошелек. Похоже, что он хотел заплатить нотариусу за то, чтобы тот не тянул резину.
-Не спешите, для вас есть послание от Лидии Ивановны. Она сама просила, чтобы я зачитал его только после ее смерти.
-Что еще за послание? – нахмурил брови Игорь.
-Вот именно, что за…, - замялась Татьяна, но осеклась, потому что следующее слово могло неприятно резануть слух.
-Давайте, обойдемся без этих высказываний?! – недовольно ответил нотариус, затем сходил в другую комнату, принес папку и достал из нее белый конверт.
-Ладно, договорились, читайте, - кивнул Антон и все остальные тоже подтвердили свое согласие.
-Хорошо, тогда я при вас вскрываю конверт. Вот, смотрите, это обычный лист бумаги с написанным от руки текстом. В нем послание, я буду читать, а вы внимательно слушайте:
-Дорогие мои сыновья! Я и ваш отец сделали все, что было в наших силах, чтобы вы ни в чем не нуждались. Мы старались угождать любым вашим прихотям и желаниям. И все потому, что души в вас не чаяли, заботились и безмерно любили. Но пробил наш час, и мы покинули этот мир, оставив вам все самое лучшее. Однако перед тем как окончательно поставить точку в своем жизненном пути, я узнала, что у одного из вас, оказывается, есть внебрачная дочка.
Ко мне пришла женщина с девочкой, я только мельком на нее посмотрела и сразу поняла, кто ее отец. Но на всякий случай заказала в клинике экспертизу ДНК. И результат подтвердил мои догадки. Поэтому я сочла справедливым и ее включить в завещание. Ну, а чья дочка, вы узнаете, когда вам его огласят. Каждый из вас получит то, что заслужил и в первую очередь нерадивый папаша. С уважением, ваша любящая мама!».
-И как это понимать? – воскликнули в один голос братья.
-Вы услышали последнюю волю своей матери, - пожал нотариус плечами, - сейчас я оглашу завещание, и все встанет на свои места.
-Хорошо, давайте, только поскорее.
Нотариус по пунктам зачитал завещание, и оказалось, что меньше всего досталось Игорю. Он опешил от такого результата, а когда ему вручили документы, подтверждающие отцовство, то вообще чуть со стула не свалился. Татьяна не выдержала и накинулась на него с кулаками, требуя объяснений, а тот и сказать ничего не мог в свое оправдание.
И только потом он признался, что частенько от нее гулял. Даже припомнил, что была одна женщина, по имени Даша, которая заявила ему о своей беременности. Но он не поверил и послал ее далеко и надолго. Она на какое-то время с этим смирилась, но затем набралась смелости и пришла к матери Игоря, так Лидия Ивановна все и узнала.
Однако не стала ничего раньше времени говорить младшему сыну. И просто написала послание, где и раскрыла все карты. В итоге по завещанию квартира и дача в равных долях достались Даше и ее дочери, а также старшему сыну с его семьей. Игорь же получал накопления на банковском счете и на этом вся дележка наследства закончилась.
Лидия Ивановна поступила сурово, но справедливо. И не закрыла глаза на похождения младшего сына. Каждый должен был ответить за свои поступки, вот Игорь и получил то, что заслужил. Но зато теперь у него была возможность подумать над своим будущим. И в первую очередь - сохранить то, что уже имел, чтобы и этого не лишиться.