Весна в этом году удивила своим ранним приходом. Уже в марте в Екатеринбурге на тротуарах быстро растаял снег, оставив после себя лишь небольшие лужи в неровностях асфальта.
Ирина неспеша подходила к трехвековому каменному домику на набережной в центре города, в котором сегодня проводилась выставка по шитью. Пятница — рабочий день. Ах, как хотелось сходить сюда утром, когда участники еще не продали свои творческие новинки. Но что поделаешь — обстоятельства часто заставляют нас жить не по нашему хотению.
А не спешила Ирина потому, что на мосту, где они договаривались встретиться с подругой, никого не было. Лишь прохожие быстро пересекали посредством него неширокую реку. Диана опаздывала.
«Свадебный мост, — подумала незамужняя тридцатилетняя женщина. — Сколько же навесных замочков сюда прикрепили вновь образовавшиеся семейные пары? Тысячу? Или больше?» Ирина остановилась, достала из сумочки телефон и набрала номер подруги.
— Алло, Диана, ты где? — услышав знакомый голос с той стороны трубки, сразу спросила женщина. — Дома еще? Ну, так мы точно опоздаем. Слушай, давай я сейчас такси возьму и к тебе приеду. А ты спускайся к подъезду, — предложила предприимчивая Ирина.
— Ириночка, прости, я не могу сегодня. — Неожиданно Диана заговорила надрывным голосом.
— Но почему? Что случилось?
— Он снова взялся за старое. Что мне делать?
— Так, не реви, ребенка только испугаешь. Я еду, — быстро сообразила Ирина и отключила связь, чтобы вызвать такси.
С Дианой они были ровесницами, вместе когда-то жили в одном интернате. Максим уже поднимал на нее руку. Это было перед свадьбой, когда жених пришел с мальчишника. Естественно, он был изрядно выпивший.
Когда подруга выходила замуж, Ирина пыталась надоумить ее, чтобы та подумала еще раз. Ведь отменить скромное мероприятие, денег на которое хватало лишь на скромный столик в недорогом кафе, чтобы пригласить только самых близких, было еще не поздно. Но счастливая Диана быстро забыла тумаки пьяного Максима.
Муж поднимал на нее руку и на ранней стадии беременности, и после рождения Толика. Дело в том, что Диана работала массажисткой в поликлинике, и к ней на прием, естественно, приходили и мужчины. Пожалуй это обстоятельство было главным для возникновения слепой ревности в голове пьяного супруга.
***
— Прости, Ириша, что опоздала. Я только выходить собралась, и Макс пришел домой пьяный, на ногах еле держится, — стала оправдываться Диана. Щека у нее была красная, почти бордовая, как мякоть спелого арбуза. — Хотела даже Толика забрать, чтобы он с пьяным отцом не оставался. Макс меня тогда и ударил.
— Он маму еще плохими словами обзывал, — сдерживая слезы, пояснил семилетний парнишка. Он хорошо знал Ирину, которая так сильно ему нравилась, что женщина не раз слышала «когда я вырасту, то обязательно на вас женюсь». — Сказал, что мы ему только жить мешаем.
— Я ему покажу, кому вы мешаете. И не на таких управу находили, — со злостью в голосе произнесла Ирина. — Собирайтесь. Переночуете сегодня у меня, — добавила она.
Собирая вещи, Диана задумалась.
— О чем думаешь? — поинтересовалась Ирина.
— Ириночка, скажи, а у тебя можно пару месяцев с Толиком пожить, пока я развод оформляю? — спросила подруга.
Теперь задумалась Ирина.
— Вот так новость. Чего это ты только сейчас надумала? Я бы на твоем месте не спешила с решением, — ответила она, удивив своим ответом Диану. — Максим проспится, и завтра поговорите по-человечески. Все-таки у вас сын растет. Может, все наладится еще.
— Ириша, ты что, мне отказываешь? Я тебя не узнаю. Мы же с интерната друг за друга горой стояли, поддержкой друг другу были. Неужели что-то изменилось?
— Нет, конечно, — «включила заднюю» Ирина. — Просто такими решениями не бросаются. Разрушить-то всегда проще, чем построить.
— А разве не ты мне говорила «уходи от Макса, пока он тебя не убил»?
— Говорила. Но ты же была против развода.
— Была. А теперь решилась.
— Ну, что мне с вами делать? Собирайте вещи и поехали.
— Спасибо, подруга. Толик, учебники и игрушки свои проверь. Сюда мы какое-то время возвращаться не будем. И одевайся, скоро поедем уже, — Диана дала сыну указания, а сама продолжила собирать вещи в огромный дорожный чемодан.
***
Однако, получилось так, что Ирина оказалась права. Диана помирилась с мужем и вновь вернулась домой. Шли месяцы, и ситуация повторялась. Примерно раз в месяц подруга с сыном приходили к ней, чтобы переждать гнев Максима.
Однажды Толик сам позвонил Ирине и пожаловался на отца, что тот опять пьяный и буянит. В этот раз Бакулина не выдержала, позвонила в полицию. Просто вызвала наряд и все. Но все, чего удалось добиться, это того, что Диана с сыном смогли беспрепятственно собрать вещи и покинуть общество озверевшего главы семейства. А дебошира, однако, забрали в обезьянник.
— Ириша, я же просила тебя не лезть, — предъявила Диана, когда они прошли в гостиную с сумками. — Ты думаешь, его полиция утихомирила? Да он уже через час мне позвонил и сказал, чтобы я не возвращалась в его квартиру никогда.
— Зато теперь вы в безопасности, — ответила на это хозяйка. — Поживете пока здесь. Потом решим, что с вами делать.
— Тетя Ирина, а где пульт от телевизора? — спросил Толик, усевшись на диван и свесив ноги.
Женщина нашла глазами пульт и подала его маленькому гостю.
— На, держи. Дианочка, я вам здесь постелю, а вещи пока можешь в шкафу разложить. Думаю, в этот раз вы надолго у меня.
С этих пор Диана с сыном буквально поселились у Ирины. А тут как раз хозяйка познакомилась с молодым человеком, и между ними зародились настоящие чувства. Подруга и ее сын стали доставлять женщине определенные неудобства.
Шло время. Ирина и ее мужчина по имени Алексей Шаталин подали заявление в ЗАГС. Женщина очень хотела, чтобы возлюбленный уже сейчас переехал жить к ней, но мужчина отказывался, аргументируя это тем, что у нее живет подруга с ребенком.
Ирина всерьез задумалась о том, что происходило сейчас в ее жизни. Вопрос с разводом подруга не решала, занимала у нее жилплощадь, постоянно возвращалась с просьбой приютить. А сейчас и вовсе поселилась и не уходила, считая это нормальным.
С другой стороны молодой матери идти было некуда. Квартиру, которую она в свое время получила от государства, они с Максимом продали еще в самом начале семейной жизни. На эти деньги сделали ремонт в его жилище и купили автомобиль, который выпивший однажды муженек разбил в хлам, а сам чудом остался жив.
Но решать что-то было нужно, только Ирина не знала, как ей поступить. Ее жених с каждым днем все больше нервничал по этому поводу.