Найти тему

Дайте своему герою цель

Оглавление

О том, каким должен быть главный герой художественного произведения, как создать привлекательный для читателя образ, на канале «Записки литературного редактора» написано много. С подборкой статей на эту тему можно ознакомиться в соответствующей рубрике «Такие разные герои». Но как-то так получилось, что не было раскрыто самое важное для героя и его успеха у читателей. Это цель. Именно цель героя стоит определить в первую очередь, иначе он будет просто бессмысленно перемещаться по тексту, и сколько бы приключений вы ни придумали, сюжетом такое бессмысленное блуждание не назовёшь.

Узнали этих героев А. Волкова? Смотрите, как они целеустремленно движутся к цели.
Узнали этих героев А. Волкова? Смотрите, как они целеустремленно движутся к цели.

Вы можете сказать, что в жизни полно людей, живущих без всякой цели. Возможно, и так. Но, согласитесь, такое бесцельное существование никому не интересно, даже тем, кто его проживает. А книга – это не жизнь, хоть и призвана её отражать. Книга должна заинтересовать читателя, а современного читателя ещё и отвлечь от огромного количества разнообразных информационных потоков. Если кратко, то книга должна иметь интересный сюжет, который предполагает наличие у героя цели. И да. Не кидайтесь сразу писать в комментариях об Обломове и Печорине. Дочитайте сначала статью.

Зачем герою цель

Главный герой – ключевая фигура сюжета, именно его действия, двигают, развивают сюжет от завязки к кульминации, а потом к развязке. Главный герой – это и центральная фигура конфликта, того противоречия, которое разрешается в произведении по ходу сюжета. Казалось бы, вот есть конфликт, есть антагонист — злодей, который мешает герою жить, так зачем ещё какая-то цель?

  • Если представить сюжет в виде пути, то цель — это то, к чему идёт герой. Именно ради достижения цели он сражается с антагонистом, ради цели преодолевает препятствия и терпит страдания. А вы помните – герой должен страдать, благополучные герои неинтересны и инертны, им ничего не нужно. На пути к цели центральный персонаж обретает друзей и врагов. То есть цель обеспечивает и многофигурность повествования.
  • Цель задаёт вектор развития сюжета. И если вы чётко знаете, к какой цели стремится герой (не обязательно, что он её достигнет), то у вас не будет проблем с построением сюжета. Главное, чтобы цель была труднодостижима. Препятствия на пути к ней добавят увлекательности сюжету, заставят читателей сопереживать герою.
  • Цель предполагает развитие не только сюжета, но и самого персонажа. А необходимость показать образ героя в развитии, в динамике — это одна из серьёзных проблем начинающих авторов. Да и не только начинающих. Препятствия на сложном пути к цели, встречи и расставания — это повод для осмысления героем своей жизни, судьбы, миссии. Стремление к цели заставляет героя становиться сильнее, меняется его характер, отношение к жизни и другим людям.
Герой сказки П. Ершова тоже знает, что такое цель.
Герой сказки П. Ершова тоже знает, что такое цель.
  • Цель может стать источником конфликта. Он нужен в произведении, но часто придумать его непросто. А дайте герою цель и придумайте соперника, который тоже стремится к этой же цели – вот вам и конфликт. Антагонист может быть заинтересован в том, чтобы герой не получил желаемого, и это тоже источник конфликта. А если какие-то качества героя мешают ему достигнуть желанной цели, то возникает внутренний конфликт – борьба с собой, преодоление себя. Или конфликт выбора, когда на пути к цели герой должен отказаться от чего-то для него важного.

Как видите, наличие цели сразу облегчает работу над сюжетом и снимает целый букет проблем.

Какие бывают цели

Осознав необходимость цели, некоторые начинающие авторы встают в тупик: а как придумать эту цель. Не просто, например, научиться магии или вовремя сдать годовой отчёт, а ЦЕЛЬ. Цели у героев могут быть самые разные — не обязательно спасение мира или завоевание принцессы. Кстати, сдачу годового отчёта тоже можно сделать ключевой целью и придумать сложный, полный препятствий и опасностей путь к ней. Я попыталась сделать небольшую классификацию целей. Если что, дополните.

Все цели можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние находятся вне героя, это обстоятельства, на момент завязки от героя независящие.

  • Важная миссия, которую должен выполнить герой. Например, Фродо из «Властелина колец» должен отнести кольцо всевластья в Мордор и уничтожить его. Иван из сказки П. Ершова о Коньке-Горбунке по приказу царя отправляется за жар-птицей. А сколько героев фэнтези пускается в путь, чтобы сразиться с мировым злом?
  • Власть и деньги. Эта цель часто встречается у героев классической литературы. Например, богатство – цель Чичикова из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и Остапа Бендера из «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. К власти стремится Борис Годунов из одноимённой поэмы А. С. Пушкина. Причём деньги или богатства могут предполагать и просто нормальную, безбедную жизнь, выход за пределы нищеты. А власть может быть ограничена кругом близких и друзей, именно к такой власти стремился Печорин из «Героя нашего времени» М. В. Лермонтова.
  • Отношения. Выстраивание отношений — это весьма распространённая цель не только в любовных романах. Это и разрешение конфликта в семье, и поиски друзей и единомышленников.
Даже мальчик, вырезанный из полена, понимал важность цели.
Даже мальчик, вырезанный из полена, понимал важность цели.
  • Защита родных, близких, родины. Причём использовать эту цель можно не только в произведениях о войне. Например, герой может стремиться к воссоединению семьи, к восстановлению справедливости, к союзу с любимым человеком. Сюда же стоит отнести поиски пропавших родителей, детей, возлюбленных и т. д. Борьба за счастливое будущее тоже к этому разделу относится.
  • Спасение и выживание. Это вполне неплохая цель, и не только в том случае, если это выживание требует от героя серьёзных усилий и изменений, как, например, в случае с «Робинзоном Крузо» Д. Дефо или «Марсианином» Энди Вейлера. Целью Скарлетт О,Хара из «Унесённых ветром» тоже является выживание.
  • Информация. Эта цель не только многих учёных, но и героев детективных романов и криптологических произведений, типа «Кода да Винчи» Дэна Брауна.

Внутренние цели связаны с внутренним миром героя. К ним можно отнести, преодоление внутреннего конфликта, осознания собственного «я», доказательство своей состоятельности, обретение веры в себя или переосмысление своих ценностей. В классической литературе множество героев с подобными целями: Родион Раскольников и Григорий Мелихов, Евгений Базаров и Чацкий. Этот вид целей распространён в литературе XIX, когда в моде был образ «лишнего человека». То есть, показывая героя, который не нашел себе достойной цели в существующем обществе, авторы всё же заботились, чтобы цель у героя была. Поэтому персонажи переключались на свой внутренний мир. На первый взгляд, нет никакой цели у Евгения Онегина. И на второй тоже. Но ведь и роман-то не о нём, по сути дела.

А это герои повести К. Булычева "Тайна третьей планеты". Помните, что их заставило отправится в путь?
А это герои повести К. Булычева "Тайна третьей планеты". Помните, что их заставило отправится в путь?

А что там с Обломовым? Вот этот пример очень интересен. На нём можно показать, как губительно для человека бесцельное существование, что и сделал Гончаров. Однако цель у Ильи Ильича всё же была — не допустить ничего, что бы разрушило созданный им комфортный мир «дивана и халата».

Как придумать цель

Тут всё очень просто. Нужно определить, чего не хватает герою или какое обстоятельство мешает его спокойному благополучному существованию. Если чего-то не хватает, то отправим героя в путь за этим, а если что-то мешает, то направим героя на борьбу с этим обстоятельством.

Кстати, постановке цели перед героями можно поучиться у авторов детских книг. Так что иллюстрации в этой статье не случайно такие. У всех их героев, важные, сложные и очень достойные цели.