Найти тему

Невыдуманная история большого увлечения

Ленинград-1, клон "ZX Spectrum"
Ленинград-1, клон "ZX Spectrum"

Бывают самые разные увлечения. Некоторые занимают нас на год, какие-то - чуть дольше. Бывают те, которыми увлекаешься в детстве, потом взрослеешь и забываешь, с улыбкой вспоминая те самые времена.

А бывают такие, которые, однажды зацепив, не отпускают, и сколько бы лет тебе не исполнилось, ты продолжаешь касаться этой темы, читать, общаться с единомышленниками, и невозможно, и непонятно как это всё закончить (и надо ли вообще заканчивать).

Для меня, как и для многих советских пацанов, таким увлечением стал ZX Spectrum. Познакомившись однажды с этой простой, но обаятельной машинкой, я продолжаю увлечённо мечтать и претворять в жизнь свои детские (а где-то уже и не совсем детские) мечты.

Наверное, нет никакого смысла рассказывать о том, что представляет собой этот ретро-компьютер. Разве что очень кратко.

ZX Spectrum 48k (оригинальная модель)
ZX Spectrum 48k (оригинальная модель)

Компьютер этот был создан ещё в начале 1980х годов в Великобритании сэром Клайвом Синклером, но пришёл в Россию и страны бывшего СССР только в начале 1990х годов. Благодаря относительной простоте схемотехники его удалось повторить на отечественной элементной базе, и эти многочисленные клоны ZX Spectrum распространились по всему бывшему СССР.

Почему Спектрум оказался таким популярным? Несмотря на свою простоту и дешевизну он имел цветную графику с палитрой 16 цветов (что уже немало для того времени), грамотно организованную видеопамять, что позволяло при её небольшом объёме и довольно медленном процессоре на 3,5 МГц рисовать красочные и динамичные изображения. Монитор был не нужен - компьютер можно было подключить и к обычному телевизору, а в качестве носителя информации отлично подходили обычные кассеты MK-60.

И, конечно же, это не могли не отметить многочисленные разработчики игр, которые сразу после выхода ZX Spectrum на рынок начали делать игры сотнями и тысячами в год, так что в момент официального заката платформы уже насчитывалось более 20 тысяч уникальных титлов без учёта различных версий и модификаций!

Иметь дома свой собственный "Спектрум" в нашем школьном детстве считалось особой привилегией и одноклассники не упускали момента прийти в гости, чтобы "зарубиться" в одну из десятков игр, которые заботливо коллекционировались на кассетах, а затем, с появлением дисковода и системы TR-DOS, и на дискетах.

Коллекция игр на кассетах для ZX Spectrum
Коллекция игр на кассетах для ZX Spectrum

И если официально производство и развитие ZX Spectrum за рубежом окончилось в начале 1990х годов, то у нас в России (а также на Украине, в Беларуси и других республиках бывшего СССР) жизнь Спектрума только начиналась.

Вчерашние школьники, наигравшись, стали пробовать себя в творчестве - рисовать пиксельную графику, создавать игры, делать демки и писать музыку. И этот порыв создал целое большое движение, которое живо до сих пор и не только в России, но и за рубежом.

Вероятно, ты удивлён. Если у тебя был спектрум в детстве, а потом ты повзрослел и сейчас лишь отдалённо вспоминаешь об этом счастливом времени, а твой спектрум куда-то пропал, был кому-то продан или просто выброшен, то тебе будет крайне интересно узнать о том, что ZX Spectrum и сейчас живее всех живых.

Умер Клайв Синклер, множество людей, стоявших у истоков движения (назовём его "спектрумирование") уже ушли на покой. Но большая часть ещё активна, поддерживает платформу, пишет новые шедевры (да-да, мы повзрослели и теперь можем делать не те смешные поделки на коленках, а настоящие профессиональные продукты) и продолжает всей душой любить Спектрум. Или как мы называем его "Спекки".

Оставайся на моём канале и я расскажу тебе ещё много интересного. Например, как можно поностальгировать и вспомнить те самые игры, в которые ты рубился с товарищами в школе, как можно поиграть в них, даже если у тебя уже нет самого ZX Spectrum, какие игры выходят на спектруме каждый год. Расскажу я тебе и про новый, современный Спектрум, с улучшенной графикой, 9 канальным звуком, встроенным интернетом и другими новыми возможностями.

Возможно, ты захочешь поучаствовать в разработке игр для ZX Spectrum и продавать их по всему миру - да, это возможно, даже сейчас, в 2023 году!

Не забудь подписаться и жди новых статей :) Не прощаюсь.

С уважением, Алексей Хайдуков (aka Epsilon).