- Повесть "Семейная реликвия", часть 37
***
Мужчина не отозвался на имя, а, может, не слышал. Сидел на лавочке и рыдал, уткнувшись лицом в ладони. Его всего трясло то ли от холода, то ли от плача. Нина шагнула к лавке, но, на всякий случай, держалась на безопасной дистанции.
- Вы кто? - осторожно спросила она.
Мужчина поднял голову и пожал плечами. Седая борода и длинные пряди свалявшихся волос скрывали лицо. Нина уже решила, что ей померещился голос Сережи, но пожалев мужчину, решила оставить ему немного денег на еду. Она полезла в сумку за кошельком, но тут заметила, что и незнакомец сунул руку за пазуху, достал из внутреннего кармана пиджака какую-то вещицу и протянул Нине.
- Вот... я нашел его. Нашел...
Нина посмотрела на ладонь незнакомца и вскрикнула. В свете фонаря поблескивало крупное рубиновое кольцо. То самое. Забыв об осторожности, Нина подошла к мужчине, прикоснулась пальцами к его лицу, и заглянула в глаза. На нее смотрели глаза Сережи. Нина заплакала и обессиленно опустилась на лавку:
- Где ты был, Сережа? Три года прошло... Где ты был?! - она еще раз взглянула на кольцо, и вспомнив предостережения свекрови, сказала: - Убери. Спрячь его.
Мужчина убрал кольцо, и внимательно смотрел на Нину, силясь что-то вспомнить. Затем заговорил сбивчиво:
- Я думал, что это сон... Я ведь тебя видел во сне... Часто... Но не знал где искать. Я... я потерял память. Но когда нашел кольцо... стал вспоминать фрагментами - твое лицо, дом, где жил... Но не знал куда идти... Ни адреса, ни имен не помнил... Долго колесил по городам, а очутившись в Москве на вокзале, что-то почувствовал... Ноги сами привели сюда. - Он покосился в сторону дома. - Я пытался тебя найти, стучал в каждую квартиру, но меня прогоняли отовсюду. - И уронив голову на грудь, прошептал. - Я забыл твое имя.
- Нина.
"Так вот что имел ввиду сосед Эки, когда говорил, что сегодня всех ищут" - вспомнила Нина.
Он повторил за ней и закрыл глаза:
- Нина...
- Сережа! - Нина вдруг схватила руки мужчины и стала их рассматривать. У большого пальца нащупала рубец от шрама. Больше сомнений не было. - Боже! Я всегда верила, что тебя найду, а теперь не верю... Сережа, это, правда, ты?!
Мужчина блаженно улыбался и что-то бессвязно бормотал, будто бредил:
- Она называла меня Петром, но я всегда знал, что меня зовут по-другому. Сергей - вот мое настоящее имя. Я понемногу начинаю вспоминать.
- Кто называл?! Что ты помнишь? Или кого? - Нина взволнованно смотрела на мужа.
- Маму вспомнил, твое лицо и еще одно, маленькое. Ребенок...
- Сережа! У нас с тобой дочь Катенька. Ей уже три года.
Сергей заплакал. Они обнялись и прижались, согревая друг друга. Нина успокаивала мужа и говорила, что теперь у них все будет хорошо. Так они просидели до самого утра.
Как только стало светать Нина повела мужа к метро. Она купила в палатке пирожков и воды, догадавшись, что Сергей голоден.
- Сейчас мы поедем на вокзал, а оттуда на дачу. Там мама и дочь. А в электричке ты мне расскажешь обо всем подробно.
- Чья мама? - Сергей посмотрел внимательно на Нину.
- Твоя мама, Сережа. Екатерина Сергеевна.
Мужчина вдруг будто что-то вспомнил и испуганно спросил:
- Разве мы жили вместе? Я этого не помню.
- Раньше нет, теперь - да. У тебя замечательная мама, Сережа.
В электричке они какое-то время ехали молча.
Мужчина ел пироги с картошкой, сосредоточенно думая о чем-то.
- Я любил такие пироги... Наверное, ты мне их пекла? - Он пристально посмотрел на Нину. - Не понимаю, как я мог твое имя забыть.
Нина горько усмехнулась:
- Потому что ты меня по имени почти никогда не назвал. Я была твоим "ангелом". А потом и Катеньку, нашу дочь, так стал называть.
Сергей кивнул, соглашаясь.
- Я пытаюсь вспомнить, что произошло, и как я очутился вдали от вас...
- Но ты помнишь аварию? Твоя машина сгорела и там нашли...
Сергей вздрогнул и поморщился, будто от боли:
- Я помню удар, взрыв... огонь. Потом очутился на дороге. Наверное, не был пристегнут, и меня выбросило. Когда очнулся - пополз, потом смог встать, но идти было трудно. Ногу сильно ушиб. Но я все же шел, не понимая куда и зачем. Память будто стерлась. Помню, меня на дороге подобрал автомобилист и высадили у какого-то вокзала. В зале ожидания я провел несколько часов. Рядом сидела незнакомая женщина и задавала мне вопросы, но я молчал. Она угостила меня бутербродом с колбасой, а потом позвала меня ехать с ней, и я согласился, ничего не понимая.
Нина слушала, затаив дыхание. Она узнала, что незнакомка, оказалась одинокой взрослой женщиной. Догадавшись, что симпатичный молодой человек в беде, предложила помощь, уговорив ехать с ней. Звали ее Ольгой. Билет Сергею не покупала. Ольга сказала, что знает, как лучше прятаться, и договорилась с проводником поезда, отдав ему наличные деньги.
Почему нужно прятаться, Сергей не понимал. Но Ольга убедила, что, судя по внешнему виду и крови на одежде, он кого-то убил или нанес увечья. И стала называть его Петром. Ехали они долго. Около недели. Пассажиры в поезде сменялись, а они все ехали.
Поселились в ее домике на окраине небольшого сибирского городка Асино. Несколько месяцев Петр сидел дома, а потом Ольга устроила его сторожем на овощную базу. Петр уходил на работу чуть свет, а возвращался домой поздно. Он ничего не мог вспомнить из прошлой жизни, и это его угнетало. Бывало, даже плакал. Он поседел за несколько месяцев, и никто уже не замечал, что он моложе своей Ольги на восемнадцать лет. Смирившись со своей участью, Петр уже и не надеялся вспомнить хоть что-то из прошлого. Правда иногда, во сне, будто видел родные лица, но каждый раз просыпался в холодном поту..
Нина слушала мужа и слезы душили ее. Она вспомнила свои сны.
- А что с кольцом? Как его туда занесло? Так далеко от Москвы? И как оно к тебе попало?
Нина засыпала Сергея вопросами, и вытирала припухшее от слез лицо платком. Люди в вагоне поезда стали коситься на странную парочку.
***
Сергей рассказал Нине, что кольцо обнаружил совершенно неожиданно, и именно тогда начал кое-что вспоминать.
В тот вечер он пришел с работы домой раньше обычного. Это был день выдачи зарплаты и, неожиданно для Петра (Сергея), сменщик заявился не к семи часам вечера, а к пяти: чтобы застать бухгалтера и получить деньги. А Петр, воспользовавшись случаем, попросил подменить его на эту пару часов, потому что надо было успеть в аптеку за болеутоляющими лекарствами для жены. Ольга уже долгое время хворала и страдала от жутких головных болей. Врачи только разводили руками и не могли поставить диагноз. Женщина угасала на глазах.
Открыв входную дверь дома, он услышал тихие голоса. Мужчина прислушался. Кто-то в комнате громко и сердито говорил с Ольгой:
- Ты сама навлекла на себя несчастья. Ты взяла то, что тебе не принадлежало!
- Ты про мужа? - прохрипела Ольга, еле выдавливая из себя слова.
- Нет, не про мужа. Ты что-то взяла другое... Я вижу что-то небольшое, красное, будто-кровавое.
Ольга застонала.
Незнакомый голос продолжал:
- Ты должна вспомнить. Ты сама его брала. Тебе это никто не давал.
- Да... Я... знаю. - Слова женщине дались с трудом.
Ольга задыхалась.
Петр приложил ухо к двери, но ничего не услышал, кроме скрежета кровати. И тогда он приоткрыл дверь.
Рядом с кроватью сидела какая-то странная женщина лет сорока с распущенными и черными как смоль волосами. Похожа он была на цыганку. Длинная цветастая шаль укрывала ее плечи и спину. В руках женщина держала две большие горящие свечи черного цвета. Сергей видел, как Ольга привстала на кровати, и стала щупать рукой под матрасом. Наконец, вытащила что-то и протянула гостье.
- Вот оно.
Незнакомка внезапно отшатнулась и, чуть не выронив свечи, вскрикнула:
- Убери! Я не возьму это в руки! - Потом, чуть спокойнее продолжила. - Положи в сторону. Смотри, оно уже налилось кровью и почернело.
Ольга обреченно прохрипела:
- Мне конец?
Тут Петр кашлянул и вошел в комнату. Женщины испуганно посмотрели на него.
Мужчина подошел ближе и увидел в руках Ольги кольцо. Он протянул руку.
- Не трогай! - Вскрикнули обе женщины.
Но Петр не слушал их. Он взял кольцо и о чем-то задумался. Внезапно он потер лоб и произнес.
- Я не Петр... У меня другое имя.
Гостья, повернулась к больной, и уставилась на нее.
- Не Петр?.. Что это значит?!
Ольга виновато опустила голову. И вдруг заговорила. Уже не хрипя и задыхаясь, но все еще медленно:
- Не знаю. У него не было документов... Пришлось подсуетиться и выправить новый паспорт. Я думала, что его - она показала на Сергея. - будет искать милиция и попросила помощи у дружков бывшего мужа. - Ольга отвернулась в сторону, боясь встретиться взглядом с Сергеем. - Муж мой умер в тюрьме четыре года назад.
Гостья загасила свечи, и, прищурившись, пронзительно смотрела на Сергея черными блестящими глазами.
- Меня Лалой зовут. Я цыганка. - Женщина ухмыльнулась, обнажив во рту золотые зубы. - Вижу, вам кольцо знакомо? - От нее не укрылось, что рубин изменил цвет в руках мужчины.
Сергей не слушал ее. Он с недоумением смотрел на Ольгу:
- Откуда у тебя кольцо моей мамы?! Это наше родовое кольцо. Оно передается из поколения в поколение.
***
Продолжение
Предыдущая часть
Начало