Найти в Дзене
Время и Право

Перспективы и риски перехода на цифровое правосудие в России

Оглавление

В майском номере авторитетного юридического журнала «Вестник экономического правосудия» была опубликована статья судьи Арбитражного суда Москвы Василия Лаптева о развитии цифрового правосудия в России.

Достать саму статью у меня возможности нет, поэтому ориентируюсь на её тезисный пересказ от портала Право.RU. Ссылка на него — в закрепленном комментарии.

Автор статьи пишет о внедрении цифрового правосудия в рамках арбитражного судопроизводства, но и до судов общей юрисдикции оно тоже со временем дойдет. Хотя пока это только предложения конкретного судьи, а не принятое судейским сообществом решение.

Что же нам предлагают в рамках цифровизации правосудия?

Отказ от бумажных исков, извещений, протоколов и материалов дела

Сейчас Арбитражный процессуальный кодекс дает право обращаться в суд как с бумажным исковым заявлением, так и с электронным на выбор истца. Поскольку участниками арбитражного процесса являются обычно квалифицированные юристы с высоким уровнем цифровой грамотности, предлагается полностью перейти на электронные иски. Пока только по некоторым категориям дел:

  • Дела о взыскании денежных средств между юридическими лицами;
  • Требования из судебных приказов;
  • Корпоративные споры.

Со временем, надо полагать, переход на электронные заявления распространится и на другие категории дел, а затем опыт переймут и суды общей юрисдикции.

А чтобы было ещё удобнее, судья предлагает создать электронную анкету дела со всеми сведениями об участниках процесса, подсудности, размере требований и госпошлины с возможностью прикреплять дополнительные документы.

Сервис «Мой арбитр» предлагается синхронизировать с данными ФНС, чтобы суд мог оперативно реагировать на изменение юридического адреса организации, её ликвидацию, подачу иска с нарушением правил подсудности.

Различные извещения судья тоже предложил направлять в электронной форме, в чем должны помочь те же данные из ФНС.

И в целом предложено перейти на электронное арбитражное дело, чтобы избавить специалистов суда от технической работы по формированию и сшиванию материалов дел в бумажном виде с ручной нумерацией каждой страницы.

От бумажных протоколов тоже предложено отказаться и оставить только аудиопротоколы с их автоматической загрузкой в систему «КАД.Арбитр» и доступом к ним участников процесса.

Цифровое правосудие скоро станет реальностью (изображение от vector4stock на Freepik)
Цифровое правосудие скоро станет реальностью (изображение от vector4stock на Freepik)

В целом это всё то, что касается отказа от бумажных документов и перехода на их электронные аналоги.

Некоторые риски цифровизации правосудия и цифровизации вообще

С одной стороны, удобно. Такая цифровизация вроде бы позволяет обеспечить прозрачность и полную отчетность судебного процесса. В электронном деле будет вся информация о самих участниках спора и все документы — от самого иска до представленных каждой стороной доказательств, аудопротокол и т. д.

Единственное, для этого потребуется создать мощные дата-центры, где будут храниться данные.

Но есть у перехода на полностью цифровое правосудие свои риски.

Огромное значение имеет обеспечение информационной безопасности, чтобы нельзя было подделать электронный документ, подменить направляемые по электронным каналам связи вложения и т. п.

Другая опасность кроется в самом стремлении цифровизировать всё подряд без оценки целесообразности и наличия готовой инфраструктуры.

Насчет инфраструктурных проблем за примером далеко ходить не надо — тут отличилась ФНС с внедрением единого налогового счета (ЕНС). Задумывалось, что он начнет работать с 2023 года, но... что-то пошло не так.

В январе многие ужаснулись, когда в их личных кабинетах налогоплательщика и на Госуслугах высветились неизвестно откуда взявшиеся суммы задолженности.

И вот уже почти полгода в ФНС продолжаются «танцы с бубном» вокруг ЕНС. Сейчас доступ к нему начали открывать, но вновь посыпались жалобы на некорректные начисления.

Хочется надеяться, что судейское сообщество учтет этот негативный опыт коллег и сперва разработает нормальную цифровую систему.

А ещё есть такая страшная вещь, как «цифровизация ради цифровизации».

Вроде сферу цифровизировали и внедренная «система» даже худо-бедно работает, но... порождает неудобства и приводит к нарушению прав людей. Эта «система» становится самостоятельным субъектом, с которым иногда не в силах совладать оператор или специалист, непосредственно работающий с ней с помощью компьютера.

Он разводит руками и говорит обратившемуся за какой-нибудь услугой человеку, что «система не дает этого сделать» или «система такого варианта не предусматривает».

Недавно сам с таким столкнулся в контексте того же ЕНС. В этом году дана возможность платить страховые взносы ИП старым способом: не на ЕНС, а с указанием в платежном поручении необходимых реквизитов.
Распечатал я, значит, платежку с требуемыми реквизитами, а в банке её не принимают!
Почему-то банк в своей системе не смог сделать платежку с указанными реквизитами. Скорее всего, «систему» не адаптировали к переходному периоду и требованиям ФНС. В итоге платежку кое-как сделали, поменяв реквизиты в паре полей на другие значения. Вроде, ничего страшного не произошло, в моей ИФНС сказали, что отступление от требований некритичное и платеж уйдет куда предназначен.

Однако, оцените ситуацию — я, как добросовестный налогоплательщик, хочу заплатить страховые взносы, несу в банк платежку, заполненную в соответствии с требованиями ФНС. А «система» банка не дает мне этого сделать. Специалист лишь разводит руками: «Программа не дает сделать платежку с такими реквизитами».

И подобное то и дело случается со множеством других людей. Некая «система» не позволяет выдать документы, выполнить какие-то действия, исполнить свои обязанности (!), предоставить объяснения в государственный орган или должностному лицу и т. д.

Возникнут ли подобные проблемы при переходе на цифровое правосудие? Увы, скорее всего — да. Участники дела начнут сталкиваться с техническими проблемами и вполне возможно, что с невозможностью совершить то или иное процессуальное действие.

И тогда встанет интересный вопрос: куда жаловаться на это ущемление «системой» своих прав? Ведь она не имеет имени, адреса и нет возможности как-то на неё повлиять.

В отношении правосудия (да и остальных сфер тоже) пока решение вижу одно — не спешить, не навязывать агрессивно цифровые технологии в судопроизводстве и оставить за участниками дела право выбирать между бумажной и электронной (цифровой) формой подачи документов и получения информации.

С уважением, Альберт Садыков (01.06.2023). Если было интересно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Время и Право».

Это тоже интересно:

Искусственный интеллект научили распознавать преступников по чертам лица
Время и Право18 июля 2018
За лайки и репосты перестанут сажать в тюрьму?
Время и Право5 октября 2018
Запрещённый контент: перестанем ли мы ругаться матом и что ещё нельзя публиковать в соцсетях?
Время и Право15 февраля 2021