Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Марина Цветаева. Портрет авторства А. Билиса. История создания.

А вот этому портрету повезло больше. Он точно определен современниками, как подлинно цветаевский, и Марина Ивановна сама бережно хранила его. Он написан в 1931 году, с натуры, (Марина Цветаева проводила поэтический вечер в парижском зале "Эвритмия» и читала свои стихи и прозу) и подарен, почти тотчас, художником - персонажу, модели.

Марина Ивановна с благодарностью оставила на листе с портретом свою подпись – автограф: » Теперь уже нельзя сказать: «Нам остается только имя!»

Аарону Львовичу Билису — на память о тяжком (для него!) сеансе («смейтесь! смейтесь же!»)

Вечер 30-го мая 1931 г. Париж. Марина Цветаева»

Марина Цветаева с С. Эфроном. Подлинное фото 30 -х годов.
Марина Цветаева с С. Эфроном. Подлинное фото 30 -х годов.

Да, Цветаева бережно сохранила свой портрет. Этот факт особенно интересен, если вспомнить не раз высказываемое ею отношение к живописи. Вот характерная запись: «Изобразительные искусства и слово. Изобразительные искусства грубы́, точно берут за шиворот: гляди, вот я. Очевидность. Наглядность.… Никто не может сказать, что картины нет — раз ее видел. Кроме того, даже если человек картины не понял, то всё-таки видел — цветные пятна. Т. е. глаз его удовлетворен, ибо глазу большего не нужно, бóльшее нужно — разуму. А стихи? Восемь буквенных строчек. А Музыка? Пришпиленные блохи нот. Никакой красоты, никакого подкупа. Меня нужно понять — либо меня нет. Отсюда и <> беззащитность слова. И поэта».

Необходимо нам помнить, что это заявление звучит в контексте приверженности к искусству слова, и «зрительное» ставится ниже поэзии и музыки лишь в иерархии цветаевских творческих ценностей. Ее отношение к живописи было гораздо сложнее и многообразнее. Можно понять эту резкость еще и потому, что Марина с детских лет росла в атмосфере искусства, нескольких его стихий: музыки, живописи, скульптуры… Её батюшка был директором Румянцевского музея, а затем Музея изящных искусств имени Александра Третьего.

Фрагмент колоризованного фото М. Цветаевой и С. Я. Эфрона. 1912 год.
Фрагмент колоризованного фото М. Цветаевой и С. Я. Эфрона. 1912 год.

Для нее с детства была ясна и одновременно - загадочна прохлада музейных залов, запах старых полотен, холстов, красок на палитре.

И весь загадочный смысл полотен для нее тоже объяснялся словами… Ей ведь было кого спросить. Мать - пианистка, отец профессор искусства..

Смысл портрета Цветаевой авторства Аарона Билиса для меня лично - в его изяществе и точности линий и штрихов, в прорисовке тщательной лица поэтессы и ее удивительных глаз, в легкости полуулыбки на лице, в неподдельной твердости в складках губ.

Единственный прижизненный портрет Цветаевой маслом на холсте,  кисти Магды Нахман.
Единственный прижизненный портрет Цветаевой маслом на холсте, кисти Магды Нахман.

Не знаю точно, предчувствует дли она трагичность своей Судьбы, но есть в ней некая напряженность и «сивилльская молчаливость», внутренний уход в себя, тот самый, который, каким то чудом "сверхнаития", сумел угадать, уловить и точно передать Константин Родзевич в своих портретах, рисунках Марины Ивановны, в ее деревянной скульптуре поэта – птицы, поэта – сирены…. Кстати, есть легенда, что Константин Болеславович потом всю жизнь рисовал только Марину в разных образах…

-5

О рисунках Константина Родзевича я напишу еще. Постараюсь. Меня увлекает их история... А Вас? Вы хотите прочесть об этом? Напишите в комментах..