В нашей культуре считается делом привычным наличие неограниченно количество храмов, и прочих культовых сооружений для богослужения и проведения религиозных обрядов.
Однако, в иудейской традиции дело обстоит совершенно иначе. Помимо идеи единого бога, есть идея единого храма; причем, храм должен находиться строго в определенном месте. Иудейская синагога же считается лишь местом для молитвы и чтения Писаний, а храмом не является.
Важно понимать, что когда речь идет о Втором Иерусалимском Храме, не подразумевается наличие двух храмов в одно время, расположенных в разных местах Иерусалима. Напротив, речь идет о строго определенном месте, в котором находились и Первый и Второй Храм в разное время. Второй Храм называется вторым, потому что он был построен на месте разрушенного первого.
Первый и Второй Храм находились в Иерусалиме на горе Мориа, или храмовой горе. В Библии оно именуется гумно Орны Иевусеянина, именно там по велению бога остановился ангел, поражающий израильтян язвою, в наказание за проведенное Давидом исчисление народа. Давид выкупил этот участок земли у Орны Иевусеянина, и совершил на том месте жертвоприношения, после чего поражение израильтян прекратилось (подробнее в статье):
Иерусалимский Храм на Храмовой горе на протяжении веков оставался единственным местом для совершения жертвоприношений и служения богу Яхве.
Идея построить Храм пришла царю Давиду после того, как он перенес Ковчег Завета в завоеванный им Иерусалим. Давид обратился к пророку Нафану со словами:
вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. (2-я Царств, 7:2)
Как повествует Библия, Нафан сначала одобрил замысел Давида построить храм для Яхве, но в ту же ночь ему было видение, в котором к нему обратился бог, со словами:
пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания,
когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии?
Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой, Израиля: «почему не построите Мне кедрового дома»? (2-я Царств, 7:5-7)
Также бог через пророка Нафана дал обещание Давиду, что даст его наследнику построить Храм, и что его потомки навеки укрепятся у власти.
И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своём, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде,
с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом.
Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдёт из чресл твоих, и упрочу царство его.
Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки.
Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим.
И будет непоколебим дом твой и царство твоё навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки. (2-я Царств, 7:10-16)
Давид, несмотря на то, что сам хотел построить храм для Яхве, прислушался к словам Нафана, и не стал этого делать. Как и было сказано в пророчестве Нафана, храм построил сын Давида Соломон.
Соломон построил храм на том, месте где Давид прежде установил жертвенник на гумне Орны Иевусеянина.
Храм был местом, где хранился Ковчег Завета и единственным местом, где допускалось совершать жертвоприношения Яхве, а все остальные капища были уничтожены.
Считается, что Храм Соломона простоял свыше 400-т лет и был разрушен Навуходоносором. в VI в до н.э.
Примерно через 70-т лет после разрушения Первого Храма началось строительство Второго Храма.
В 1-м веке до н. э. Ирод Великий начал реставрацию обветшавшего строения Второго Храма, но уже в 69-м (70-м) году храм был окончательно разрушен во время иудейского восстания (войны с римлянами). С тех пор, совершение жертвоприношений в иудаизме преостановленно до восстановления храма.
Когда, мы слышим, что с приходом иудейского мессии (машиаха, христа, помазанника) должен быть построен Иерусалимский храм, может возникнуть впечатление, будто бы исполнить данное пророчество проще простого, достаточно взять и начать строительство храма. Но задача усложняется тем, что храм должен быть построен именно там, где располагались Первый и Второй храмы, но сейчас на этом месте находится мусульманская мечеть Аль-Акса, а от Храма иудеев осталась только Стена Плача.