И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. (Мк.13:1-2)
Иерусалимский Храм, упомянутый в книгах Нового Завета, называемый так же Вторым Храмом, был разрушен во второй половине 1-го века во время иудейского восстания.
В настоящее время на месте Иерусалимского храма располагается мечеть Аль-Акса. В более древние времена там находился Храм Соломона или Первый Храм.
Подробнее о Первом и Втором Иерусалимском Храмах можно прочитать в статье:
Для Храмовой горы или горы Мориа в Иерусалиме, как нельзя лучше подходит поговорка “свято место пусто не бывает”.
А ведь действительно, дело не только в самом храме и его архитектуре, место тоже играет важную роль.
Как и кем было выбрано место для возведения иудейского храма?
Согласно Библии участок земли для храма купил царь Давид у Орны Иевусеянина. Еврейские источники сообщают, что сбор денег для выкупа участка производился со всех 12-ти колен израилевых.
А началась эта история с того, что царь Давид решил провести исчисление колен израилевых.
Этим поступком Давид прогневал бога Яхве, и бог через пророка Гада предложил Давиду выбрать из трех наказаний. Обратимся к тексту Библии.
Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида:
пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою.
И пришёл Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трёх дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня.
И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. (2-я Царств, 24:11-14)
Как видим, среди трех наказаний было одно, касающееся Давида, заключающееся в том, чтобы в течении трех месяцев он бегал от неприятеля, но Давид выбрал наказание для своего народа: моровую язву, поражающую в течении трех дней.
И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. (2-я Царств, 24:15)
Когда бог сжалился над своим народом, Ангел, поражающий израильтян язвою, остановился над гумном Орны Иевусеянина.
И простёр Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина. (2-я Царств, 24:16)
Именно на этом месте Давиду через пророка было велено поставить жертвенник
И пришёл в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина. (2-я Царств, 24:18)
Согласно тексту Библии, владелец гумна предлагал Давиду совершать жертвоприношения на его территории, но Давид настоял на том, чтобы выкупить участок.
И сказал Орна Давиду: пусть возьмёт и вознесёт в жертву господин мой, царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения и повозки и упряжь воловья на дрова.
Всё это, царь, Орна отдаёт царю. Ещё сказал Орна царю: Господь, Бог твой, да будет милостив к тебе!
Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу, Богу моему, жертвы, взятой даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. (2-я Царств, 24:22-24)
Давид выкупил у Орны участок, соорудил там жертвенник, и принес жертвы богу Яхве. После чего мор народа прекратился.
Стоит обратить внимание, что участок выкупаемый у Орны Иевусеянина был гумном. Гумно это место для складирования и обработки собранного зерна. В этом есть некая отсылка к культу плодородия. Также гумно символически связано с пробабкой Давида Руфью.
Давид определил место для строительства будущего храма, построил же храм, как известно, его сын Соломон.
Место для храма было выбрано в Иерусалиме, городе который отвоевал царь Давид у иевусеев. Иерусалим не относился ни к одному из уделов израильских колен. Таким образом, ни одному из колен не было отдано предпочтение, а город Иерусалим стал некой нейтральной территорией, ставшей религиозным центром для всех колен. Столицу Давид также перенес из Хеврона в Иерусалим. Таким образом, Иерусалим стал административным и религиозным центром еще при Давиде.