Найти в Дзене

О грантах в туризме и особенных детях

Интервью с Ольгой Лобастовой, одним из основателей туроператорской компании "Летучий корабль" (г. Киров) и "Заповедника сказок"

Надежда Макатрова: Ольга, как Вашей компании удалось пережить пандемию и связанные с нею ограничения?

Ольга Лобастова: Мы не работали больше трех месяцев. Все выпускные отменились, а это для нас значимая составляющая в выручке. Словом, мы много потеряли из-за пандемии. Потом новогодние программы тоже были в меньшем количестве. Волновались родители, волновались директора школ. Обычно ведь как: проще никуда не пускать и ни за что не отвечать. Родители и учителя готовы были привезти детей, а директора школ не отпускают, поэтому групп на праздники 2020-2021 было меньше. Это был очень сложный период.

Ольга Лобастова
Ольга Лобастова

Во время карантина, когда нельзя было ходить на работу, и наша деятельность была под запретом, мы стали думать, как выжить. И тогда мы решили готовить грантовые заявки. Первые две заявки не прошли отбор. Мы проанализировали, что было не так, переделали заявки и через полгода попытались снова и выиграли по обеим заявкам. Первый грант – «Особые тропы». Мы делали в «Заповеднике сказок» лагеря для детей-инвалидов с родителями. Было 3 смены по 3 дня каждая на 50 человек. Подобные программы для таких деток не делает никто.

Надежда Макатрова: А где жили участники лагеря?

Ольга Лобастова: В палатках. Это очень благодарная публика! Причем у нас жили даже колясочники. Мы не думали, что это возможно, а оказалось, что возможно. Конечно, очень многое приходилось брать на себя родителям, но еще были волонтеры. В общем, получился по-настоящему хороший социальный проект. Помимо лагеря мы сделали сплавы для особенных детей и их родителей на средства Президентского гранта. К сожалению, у нас в туризме очень мало кто занимается инвалидами.

Надежда Макатрова: Как Вы пришли к этой аудитории?

Ольга Лобастова: У нас в Кировской области есть замечательная общественная организация «Дорогою добра», которая объединяет родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Они в стране одни из лучших, много делятся опытом с семьями из других городов. Мы работаем с этим клубом давно и знаем, для кого мы работаем. Нам достаточно сказать, что у нас есть продукт на вашу аудиторию, а от вас нужен список людей, кому это может быть интересно, и все. Участники соберутся.

Надежда Макатрова: Но Вы же, наверное, ничего не зарабатываете на таких грантовых программах?

Ольга Лобастова: Это проект не ради прибыли. Но мы в плюсе. Мы смогли купить часть снаряжения на грантовые деньги. Мы организовывали эти походы в будни, когда коммерческих групп мало. В 2021 году у нас был формат лагеря для таких семей, и мы пробовали однодневные сплавы, а в 2022 году мы не стали делать лагерь, а сделали двухдневные и трехдневные сплавы.

Надежда Макатрова: Вот это да! Это же очень непросто – решиться даже на однодневный сплав для группы с особенностями здоровья, что уж говорить про трехдневный…

Ольга Лобастова: Наши сотрудники прошли специальную учебу в общественной организации «Дорогою добра». В работе с такими ребятами действительно много нюансов, начиная с того, как к ним корректно обращаться. Неправильно говорить «дети-инвалиды», нужно говорить «дети с ограниченными возможностями здоровья» или «особенные дети».

И эти наши программы, как сейчас модно говорить, зашли этой аудитории. Я понимаю, что они были необходимы не только детям, но и их родителям, причем в не меньшей степени. Когда родители оказываются в дружелюбной среде людей, живущих с такой же бедой, для них это настоящая отдушина. Это и новые впечатления, и передышка в быту, поскольку даже едой не надо заниматься – все будет накрыто и убрано, это взаимообогащающее общение.

Надежда Макатрова: Какого возраста дети у Вас были?

Ольга Лобастова: Школьники. С дошкольниками было бы сложнее работать. В группе были дети с особенностями, их родители, и если в семье есть еще здоровый брат или сестра, то приезжали всей семьей.

Еще один грант мы написали на школу «Гид. Гостеприимство. Досуг». Мы понимали, что нам надо учить аниматоров и гидов. Никто не научит их так, как нужно нам. Мы всегда этим занимались за свои деньги, но не называли это школой. Другое дело, что мы же не можем обязать наших выпускников работать только у нас. Они могут и идут работать, куда угодно. И мы не всех готовы брать к себе на работу. Можно сказать, это была своего рода общественная работа. Поэтому мы и решили написать заявку на грант по этой теме и выиграли. В 2021 году мы эту школу сделали уже на грантовые деньги.

Надежда Макатрова: Как долго продолжается обучение в этой школе?

Ольга Лобастова: Два месяца полноценной учебы по 2 раза в неделю, затем практика у нас в «Заповеднике сказок» и по ее завершении вручение наших дипломов.

Программа в "Заповеднике сказок"
Программа в "Заповеднике сказок"

Надежда Макатрова: Сколько человек прошли у Вас обучение в школе «Гид. Гостеприимство. Досуг»?

Ольга Лобастова: 40 в 2021 году и 40 в 2022,когда сделали «Нешколу» уже без гранта

Надежда Макатрова: И это все идет параллельно с Вашей работой по основным направлениям, да?

Ольга Лобастова: Да, хотя это непросто. У нас ведь 5 разных направлений: детские программы, корпоративные, экскурсионные, активные, и мы предоставляем наш транспорт в аренду. Такое разнообразие позволяет разводить сезоны. Активные туры идут летом, как раз когда нет школьных групп. А зимой, наоборот, активных туров нет, поскольку мало кто готов ездить, скажем, в лыжные туры и где-то мерзнуть в лесу, зато есть новогодние детские программы. И в этом сила нашей многопрофильности.