Найти в Дзене
ВТБ Страна

От иконы к картине: начало итальянского Возрождения в вопросах и ответах

Оглавление
Джотто ди Бондоне. «Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды)», 1304–1306 годы, Капелла Скровеньи, Падуя © Public Domain
Джотто ди Бондоне. «Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды)», 1304–1306 годы, Капелла Скровеньи, Падуя © Public Domain

Главные шедевры эпохи Высокого Возрождения кистей всем известных гениев — Микеланджело, Леонардо и Рафаэля — появились в течение всего нескольких десятилетий на рубеже 15 и 16 веков. Это стало наивысшей точкой в развитии не только итальянского искусства, но, возможно, и всей западной культуры. Однако отход от средневековых традиций длился более двух веков. Научимся разбираться в этапах, которые прошло искусство за этот период.

Проторенессанс и Раннее Возрождение — это синонимы?

Нет, это два разных этапа в развитии искусства, которые предшествовали Высокому Возрождению.

Проторенессанс (или Предвозрождение) — это конец 13 века и весь 14 век: время, когда между собой соперничали художники Сиены и Флоренции, а списки гениев пополнились именами Дуччо ди Буонинсеньи и Джотто ди Бондоне. Раннее Возрождение — следующий этап, длившийся весь 15 век: это эпоха таких знаменитых живописцев, как Мазаччо, Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Джованни Беллини, Андреа Мантенья.

Дуччо ди Буонинсенья. «Богородица с младенцем со святыми Домиником и Ауреей», 1312–1315 годы, Национальная галерея, Лондон © Public Domain
Дуччо ди Буонинсенья. «Богородица с младенцем со святыми Домиником и Ауреей», 1312–1315 годы, Национальная галерея, Лондон © Public Domain

Как узнать произведения Проторенессанса?

Вы уже знаете, какие годы и имена относятся к этому периоду, но давайте разберем еще несколько ключевых признаков.

Произведение вызывает вопрос: «Это еще картина или уже икона?» С одной стороны, художники Проторенессанса еще отдают предпочтение религиозным сюжетам и крепко держатся за византийскую традицию, знакомую всем, кто видел православные иконы: плоские статичные фигуры, золотой фон. С другой стороны, живописцы уже начинают интересоваться реальным миром, поэтому увлеченно пишут растения, ткани, пытаются наделять святых эмоциями и индивидуальными внешними чертами.

Тенденция преподносить библейские события как реальные. Художники наполняют повествование живыми реакциями и деталями: например, на фреске Пьетро Лоренцетти «Тайная вечеря» собака доедает остатки трапезы.

Пьетро Лоренцетти. «Тайная вечеря», около 1320 года, Базилика Святого Франциска, Ассизи © Public Domain
Пьетро Лоренцетти. «Тайная вечеря», около 1320 года, Базилика Святого Франциска, Ассизи © Public Domain

Светские сюжеты. Художники начинают писать своих современников и включают в композиции элементы реальных пейзажей и интерьеров. Например, в здании городской управы Сиены среди религиозных сцен появляются фрески об истории города и конный портрет кондотьера Гвидориччо да Фольяно на фоне обобщенного, но узнаваемого сиенского вида с желтыми холмами под синим небом.

Симоне Мартини. «Портрет Гвидориччо да Фольяно», 1328 год, Палаццо Публико, Сиена © Public Domain
Симоне Мартини. «Портрет Гвидориччо да Фольяно», 1328 год, Палаццо Публико, Сиена © Public Domain

Пока еще не очень похоже на то, что ассоциируется со словом Ренессанс. Эпоха Раннего Возрождения устранит несоответствия?

Именно так. На протяжении 15 века в итальянской живописи происходит несколько важных изменений.

Художник из ремесленника превращается в творца. Он все чаще отходит от традиционных схем, прибегая к собственной фантазии, начинает ставить свое имя на произведениях, а иногда даже включает в большие композиции автопортрет — как Сандро Боттичелли, который изобразил себя в толпе на картине «Поклонение волхвов» (он крайний справа).

Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов», около 1476 года, Галерея Уффици, Флоренция © Public Domain
Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов», около 1476 года, Галерея Уффици, Флоренция © Public Domain

Художник интересуется не только собой, но человеком вообще. Главное, что Возрождение заимствует у Античности — даже не идеальные формы, а внимание к человеку, который ставится в центр вселенной. Развивается жанр портрета. Живописцы стараются запечатлеть образ идеального человека, но при этом не в ущерб реалистичности. Поэтому среди безупречных принцесс и герцогов этого периода мы можем встретить и старика с гипертрофированным носом — как на картине Гирландайо.

Внимание к человеческой индивидуальности даже в религиозной живописи. Все Мадонны больше не похожи друг на друга. Более того, нередко художники позволяют себе писать Богоматерь со своей возлюбленной, а маленького Иисуса и ангелов — со своих детей: ровно так поступил Филиппо Липпи, превратив «Мадонну с младенцем» в семейный портрет.

Фра Филиппо Липпи. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», 1460–1465 годы, Галерея Уффици, Флоренция © Public Domain
Фра Филиппо Липпи. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», 1460–1465 годы, Галерея Уффици, Флоренция © Public Domain

Художники изучают перспективу и анатомию человека. Это делает изображения все более и более реалистичными.

Переход от темперной живописи к масляной. Это дает художникам еще больше возможностей для достоверного воспроизведения реального мира на полотнах.

Что почитать, чтобы изучить эту тему глубже?

Вот несколько книг, которые помогут увидеть общую картину и решить, на каких художественных школах и мастерах сосредоточить внимание дальше:

Стефано Дзуффи. «Возрождение. XV век. Кватроченто»
Кватроченто (от итальянского
четыреста, четырехсотые годы) — принятое в искусствоведении название итальянского 15 века, синоним определения Раннее Возрождение. Книга построена в форме иллюстрированного словаря, который рассматривает ключевые для этой эпохи понятия — придворное искусство, гуманизм, перспектива; места — автор не ограничивается Италией; и имена — тут их более полусотни.

Борис Виппер. «Итальянский Ренессанс XIII-XVI века»
Двухтомник написан по мотивам лекций, которые Виппер читал в МГУ. Их слушали будущие советские специалисты по западноевропейскому искусству.

Эрвин Панофский. «Ренессанс и „ренессансы“ в искусстве Запада»
Знаменитый немецкий и американский историк искусства исследует феномен Возрождения, ищет его истоки и несколько глав посвящает начальным этапам этой эпохи.

Увидеть живопись Проторенессанса и раннего Возрождения можно только в Италии?

Нет, составить представление об этих эпохах можно и по российским собраниям. Например, в Пушкинском музее представлены и мастера сиенской школы, в том числе Сенья ди Бонавентура, флорентиец Лоренцо Монако, племянник и ученик Дуччо, работавший на рубеже 13–14 веков, и относящаяся к периоду Раннего Возрождения работа Боттичелли.

Почувствовать дух Проторенессанса и Раннего Возрождения можно и в Эрмитаже. Одного взгляда на Мадонну Симоне Мартини достаточно, чтобы понять, о чем писал Александр Блок в стихотворении «Сиена»:

И томленьем дух влюбленный
Исполняют образа,
Где коварные мадонны
Щурят длинные глаза…


А эрмитажные работы мастеров Кватроченто — в собрании есть Филиппо Липпи, Фра Анджелико, Перуджино — позволят вплотную приблизиться к эпохе Высокого Возрождения, представленной в этом музее еще более весомо.

Банк ВТБ, давний друг и партнер Эрмитажа и Пушкинского музея, поддерживает работу этих институций и помогает в организации выставок, а также других культурных проектов, посвященных как старым мастерам, так и современному искусству.