В 1954 году Ричард Матесон написал потрясающий роман «Я Легенда», который был признан классикой научной фантастики - и не зря.
В воображении Матесона, ироничном и образном, возникали оригинальные истории… Для меня он находится в той же категории, что Бредбери и Азимов. (С) Стивен Спилберг.
Он вдохновил меня, поселив ужас не в европейских замках или вселенных Лавкрафта, но в хорошо знакомой мне американской обыденности. «И я хочу и должен делать это. Матесон указал путь» - (с) Стивен Кинг.
Ричард Матесон несомненно достоин нашего внимания и нашей симпатии. (с) Рэй Бредбери
О чём книга?
В первую очередь, эта книга об одиночестве. В ней есть апокалипсис, вирус, выживание и прочее - но это второстепенно.
Буря переживаний и мыслей, отчаяние и желание жить - вот, что выходит на передний план этого романа. Конец света и прочее - лишь антураж, за которым скрыто что-то большее.
Потрясает то, насколько тонко удалось автору передать чувства и эмоции человека, который остался один во всем мире. Написанному не просто веришь, а находишь в тексте самого себя.
Каково это, быть по настоящему одному? Об этом вам расскажет роман Ричарда Матесона «Я легенда».
О фильме.
Если вы смотрели одноименный фильм с Уиллом Смитом - и думаете, что имеете представление о сюжете, то я вас разочарую - это не так. Фильм разительно отличается от книжного оригинала, что не мешает ему быть шедевром в своем жанре. Из общего здесь лишь изначальная идея. В остальном - это два разных и вполне самостоятельных произведения.
В кинематографической версии, упор дан на экшн и динамику. Книга же рассказывает читателю о внутренней драме героя - о его одиночестве. Фантастика на грани реальности
О книге.
История знакомит нас с главным героем, Робертом Невиллом - последним выжившим человеком на планете.
Мир охватила эпидемия. Неизвестный вирус превратил людей в вампиров. Но не ждите здесь гротескного графа Дракулу или Ван Хеллсинга, романтичного Эдварда или воинственного Блейда. Вирус - есть вирус, и вампиры предстают в образе голодных хищников, обделенных умственными способностями, которыми движет лишь голод.
В конце концов, они неизбежно лишились части своих умственных способностей. Переход от жизни к ходячей смерти должен сопровождаться определенным распадом тканей.
Были и исключения. Но во избежание спойлеров (т.к. это один из основных витков сюжета), и дабы нагнать немного интриги - расскажу об этом совсем немного.
Он неожиданно сообразил, что не знает, сколько среди его ночных гостей-вампиров физически живы, а сколько тех, кто существует только благодаря бактериям
Не все жертвы вируса обращались в вампиров посмертно, были и те, кем вирус овладевал еще при жизни. Но об их отличиях, герой узнает далеко не сразу. А зря....
1. Причины.
Причины эпидемии и ее предпосылки упоминаются в романе лишь вскользь, да они тут и ни к чему, ведь история не об этом. Но тем ни менее - в романе говорится о прошедшей войне, последствия которой сказались на скорости распространения вируса:
Молчание.
-Если бы не бомбежки? - спросила Вирджиния.
-Может быть, - отозвался он.
-Ну они вызывают пыльные бури. Они наверняка много чего вызывают.
Вирджиния утомленно вздохнула и покачала головой.
-А еще говорят, что мы выиграли войну, - добавила она.
- Войну никто не выиграл…
2. Внутренняя трагедия.
Эпидемия в миг лишила Невилла буквально всего. Черт с ним с человечеством, вирус забрал у него самое дорогое - сначала дочь, а затем и жену. И будь проклят его иммунитет, который заставил его пережить это всё и остаться на долгие года наедине с самим собой.
Вот сейчас бы и умереть, - подумал он, - спокойно, тихо, без трепета, без крика. Если бы я мог быть с ней. Если бы я только мог поверить, что буду с ней! Его пальцы медленно напряглись, голова упала на грудь. «Вирджиния. Забери меня к себе».
Сначала погибла дочь. Закон предписывал сжигать тела зараженных в огромном котловане на окраине города. Никакие другие способы захоронения не рассматривались во избежание распространения заразы. И Невилл выполнил эти предписания...
Гигантский костер трещит, клокочет желтыми языками пламени, шлет в небо густые, жирные клубы дыма. Маленькое тельце Кэти у него на руках. Подходит кто-то, вырывает ее у Невилла грубо, словно узел с тряпьем. Уносит его девочку, и ныряет в темную мглу.
И не важно - родственник, возлюбленный, ребенок - закон един для всех. Неповиновение каралось смертной казнью. Но поддавшись эмоциям, повторить содеянное главный герой не смог.
- НЕТ.
Он не положит туда Вирджинию. Даже если за это убьют его самого.
Мне плевать, что таков закон, плевать, что отказ равнозначен смертному приговору, я не позволю бросить ее туда.
Под покровом ночи, Невилл вывез тело жены на кладбище и похоронил ее по человечески. Вот только человеком она уже не являлась...
-– Понимаете, она вернулась, – сказал он. – Я похоронил ее, но однажды ночью она вернулась. Контур человека, тень. МЕРТВАЯ. Но она вернулась. Я пытался удержать ее рядом с собой. Я пытался, но она больше не была той, прежней...
3. Быт.
Жизнь Роберта Невилла превратилась в бесконечный день сурка. День насыщенный самоанализом, алкоголем и рутинными делами, такими как - ремонт дома, после очередной атаки тварей, вывоз трупов к котловану, изготовление кольев и истреблению зараженных, которые в дневное время погружались в некое подобии комы. Но с наступление вечера они просыпались и направлялись к дому единственного выжившего человека, дабы попытаться в очередной раз добраться до его крови.
Почему его не оставляют в покое? Неужели думают, что его тела хватит на поживу всем? Совсем сдурели? Зачем они таскаются сюда каждый вечер? Целых пять месяцев прошло, им давно пора плюнуть на него и отправиться на поиски другой добычи...
Пережив некоторый момент, герой решается разобраться в причинах эпидемии и найти способ ее купировать. Но как, не будучи медиком или как минимум ученым - создать панацею? Ответ прост - стать им!
Разве он может даже надеется, что вылечит хотя бы оставшихся в живых? Он ведь ничего не понимает в бактериях.
«А вот возьму и пойму!» - взорвался Невилл. И заставил себя учиться...
Найдя микроскоп и огромное количество литературы, герой взялся за дело. Не сказать, что он добился каких-то сверхрезультатов, но как минимум разобраться в причинах сумел.
Момент настал; у него перехватило дух.
Значит, это не вирус. Вирус увидеть невозможно. А то, что трепетно бьется на стеклышке - бактерия.
«Сим нарекаю тебя vampiris”. Эти слова проползли по извилинам его мозга, пока он стоял, глядя в окуляр.
Моё мнение.
Повторюсь - я бы назвал эту книгу "Одой одиночества". Автор сумел не только филигранно передать его атмосферу, но и позволил заглянуть в душу последнего человека на земле. Каково это, быть одному в умирающем мире? Не слышать не только чужих голосов, но и своего собственного - ибо говорить не с кем. Каково, когда единственный, и не всегда самый приятный собеседник - это внутренний голос?
Этот выпад он проигнорировал, начиная подозревать, что в его сознании прячется нечто чуждое, враждебное. В былые времена он назвал бы это совестью. Теперь она лишь досаждала.
И да, диалоги с собственным "Я" - значительно повышают эффект погружения в чтения. Они позволяют не просто примерить на себя маску главного героя, а стать на время самим Робертом Невиллом.
Разговорам героя с самим собой автор уделил особое внимание, позволяя познакомиться с героем поближе и взглянуть на ситуацию его глазами.
"- Хорошая отговорка, Невилл!
- Ох, заткнись!"
Лающий звук собственного смеха в утренней тишине заставил Невилла вздрогнуть.
"Боже мой, - подумал он, - как давно я не смеялся, сам не помню насколько".
Потерять всё. А затем, приобретя что-то вновь - снова потерять. Как это пережить и остаться собой, а главный вопрос зачем?
Я еще жив, - напомнил он себе. - Сердце бессмысленно стучит, кровь без толку бежит по венам, все кости, мускулы и ткани живут и работают без всякой цели.
Внутренние конфликты героя, его метания в попытках заглушить свое эго. Перебороть себя, найти новую цель и уверенно к ней двигаться, несмотря на обстоятельства. Остаться последним в своём роде и справиться с этим - вот она, эссенция одиночества, в купе с желанием жить, и хоть что-то исправить.
Его боятся. Для них он - какое-то невиданное стихийное бедствие, еще хуже болезни, с которой они научились уживаться. Он - незримый призрак, оставлявший в доказательство своего существования обескровленные тела их любимых.
Круг замкнулся. Новый кошмар родился из страха перед смертью , новое суеверие входит через главные ворота в несокрушимую крепость вечности.
Я - Легенда...
Итоги:
Многие моменты сюжета в этом обзоре опущены, дабы избежать спойлеров. Но поверьте - описанное на страницах этой книге захватит ваше внимание надолго. Повороты сюжетной линии здесь хоть и плавные, но очень насыщенные - за историей действительно интересно наблюдать. А развязка романа - настолько увлекательна, что выпустить книгу из рук, просто не представляется возможным, пока не перевернешь последнюю страницу.
Очень сильное произведение. Почетное место в моей коллекции обеспечено.
Доволен ли я прочитанным? - Определенно да.
Буду ли рекомендовать к прочтению - Бесспорно.
А на этом сегодня всё. Благодарю за внимание и жду вас в комментариях:
- Что будет делать вампир мусульманин, если ткнуть ему в лицо крестом? - Вопрос из книги (между прочим).
Если было интересно - Подписывайтесь на канал 👀
Купить книгу Ричарда Маттесона "Я легенда" - можно в Читай Городе со скидкой 30% по промокоду ДЗЕН по ссылке "ТыК"
За лайк ❤️ плюсик в карму 👌
Это тоже интересно:
Последняя надежда Земли. «Маггелан. Прибытие»
Человечество всё?! Олег Кожин - Забытые Богом.
500 человек заперты в тоннеле под Москвой рекой.
Последняя книга Андрея Круза - "После"
Чем закончился сериал Топи? Разбор финала.
Юрий Семецкий. Человек который умирал больше сотни раз.
Петька и Василий Иванович. Перезапуск, ностальгия и слёзы счастья
“Реальный шанс войти в Элиту”. «Empire V» Виктор Пелевин.
Казахский сериал, который стоит увидеть многим "Шекер"/ "Sheker"
Книги про конец света, апокалипсис, постапокалипсис, вирус, эпидемия, вампиры..