33,2K подписчиков

Скоростной гусеничный тягач из Чикаго

1,9K прочитали

Рассказ о High Speed Tractor M5 из Музея Техники Вадима Задорожного

К началу Второй мировой ситуация с гусеничными тягачами в американской армии была крайне сложной. Когда рассказывают о том, как всё плохо было с тягачами в Красной Армии, почему-то оставляют за скобками творившееся у американцев. Между тем, типичным американским гусеничным тягачом являлся самый обычный гусеничный трактор. Тот же Medium Tractor M1 - это, по сути, прямой аналог нашего С-65, то есть обычный трактор. Дальше их чуть доработали, что позволило поднять максимальную скорость, но сильно лучше от этого не стало. Так что пришлось срочно создавать линейку быстроходных артиллерийских тягачей.

HST M5 из коллекции Музея Техники Вадима Задорожного.
HST M5 из коллекции Музея Техники Вадима Задорожного.

В ходе Великой Отечественной войны США поставляли в СССР не только грузовики, но и гусеничные артиллерийские тягачи. Большинство из них представляло собой вариацию на тему гусеничного трактора, похожего на "Сталинца" С-65. Один из них, Caterpillar D7, позже стал советским "Сталинцем" С-80. Вместе с тем, была и модель, которая в полной мере являлась современным быстроходным артиллерийским тягачом. Речь идет о High Speed Tractor M5, весьма неординарной машине, выпускавшейся International Harvrster. Один такой тягач есть в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного.

На ч/б фото можно видеть такой тягач с рабой тента и опущенным ветровым стеклом.
На ч/б фото можно видеть такой тягач с рабой тента и опущенным ветровым стеклом.

В случае с International Harverster сложилась довольно занятная ситуация. IHC (International Harvester Company), которая располагала 7 заводами, очень активно участвовала в производстве военной продукции. Другой вопрос, каким образом это происходило. Например, из конкурса на армейские грузовики IHC частично отодвинули. В результате гамма грузовых машин Intrernational производилась для флота, который был победнее, да и объемы выпуска куда пожиже. 56836 армейских грузовиков всех типов - как-то бедно, согласитесь.

Стекло поднято (см. ч/б фото).
Стекло поднято (см. ч/б фото).

Не менее занятная ситуация была и с полугусеничными машинами. Вроде бы и много сдали (13622 штук всех типов), но предназначались они, прежде всего, для зарубежных поставок. То есть по программе ленд-лиза. Туда же, кстати, уехала и значительная часть грузовиков. Советский Союз в 1942-45 годах получил 3100 грузовиков модели M-5H-6. Более существенным был выпуск гусеничных тракторов, которые производились силами завода Tractor Works в Чикаго. Основной продукцией из Чикаго были коммерческие трактора, их в 1942-45 годах сдали 39722 штуки. Выпускали и военные версии тракторов, некоторые из них (TD-14 и TD-18) поставлялись в СССР. На фоне 2106 Allis-Chalmers HD7W, самого массового трактора ленд-лиза, суммарные 740 тракторов IHC смотрятся скромно, но тем не менее.

Машина могла быть как с поднятым верхом, так и без него.
Машина могла быть как с поднятым верхом, так и без него.

Была, впрочем, модель, которая явно выбивалась из общего ряда тягачей IHC. Как и из общей линейки быстроходных американских тракторов, работы по которым запустили с 1940 года. Об истории разработки стоит поговорить потом и более подробно. Сейчас же стоит упомянуть ключевые точки. Для начала, Департамент Вооружений поступил в духе немецкого 6-го отдела Департамента Вооружений. То есть у производителей имелась относительная свобода, особенно что касается ходовой части. Она, в той или иной степени, всё равно создавалась под колпаком Департамента Вооружений. Поначалу там были налицо откровенно "танковые" решения, далее внесли определенные изменения, связанные со спецификой артиллерийских тягачей.

Машина отливалась компактностью. Она, конечно, относительная, но скомпонован HST M5 плотно.
Машина отливалась компактностью. Она, конечно, относительная, но скомпонован HST M5 плотно.

В полной мере это касалось и High Speed Tractor T20/T21, работы по которым начались в 1941 году. Из двух образцов выбрали более простой, T21. Он отличался более "танковой" ходовой частью, которую, впрочем, всё равно пришлось дорабатывать. По этой причине стандартизированный в октябре 1942 года Tractor, High Speed, 13-ton, M5, имел ряд отличий от предшественников. Они, впрочем, оказались не принципиальными. Общая концепция тягача осталась неизменной, а сама машина стала самым массовым американским гусеничным артиллерийским тягачом специальной разработки. Но не самым массовым быстроходным трактором - HST M2 выпустили значительно больше.

Корма у машины не "монолитная". С боков от мотора находятся "дверки".
Корма у машины не "монолитная". С боков от мотора находятся "дверки".

Создавался 13-тонный быстроходный трактор под вполне определенные задачи. Требовался скоростной тягач для 105-мм гаубицы M2A1 и 155-мм гаубицы M1. Исходя из советской системы мехтяги, M5 HST попадал примерно в ту же нишу, что и гусеничные тягачи семейства Я-11/Я-12/Я-13. Машина создавалась максимально компактной, что привнесло свою специфику. Так или иначе, но детище International получилось едва ли не самым удачным американским быстроходным тягачом. Хотя и со своей спецификой.

Лебедка Garwood с приводом от двигателя.
Лебедка Garwood с приводом от двигателя.

Несмотря на компактность, по факту M5 HST оказался примерно в тех же габаритах, что и Я-12. При этом американская машина обладала более чем в 2 раза мощным двигателем. За счет этого обеспечивалась и более высокая скорость - до 56 км/ч. Это означало, что по подвижности американский средний артиллерийский тягач был равен немецким полугусеничным тягачам. А по проходимости его превосходил. Помимо водителя и 8 человек расчета, M5 HST мог везти либо 56 выстрелов к 105-мм гаубице, либо 24 выстрела к 155-мм гаубице.

По бокам от места механика-водителя находятся дверки салона. В походном положении впереди также был тент.
По бокам от места механика-водителя находятся дверки салона. В походном положении впереди также был тент.

Компактность, надо сказать, вышла боком. В ходе боевой эксплуатации появились жалобы на компоновку кабины. В результате с 1945 года начался выпуск модернизированной модели, HST M5A1. Она получила кабину, похожую на High Speed Tractor M4. Новая кабина не только улучшила комфорт, но и позволила увеличить экипаж до 11 человек. Также M5A1 получил кольцевую турель для крупнокалиберного пулемета Browning M2 HB. Сам M5 HST дорабатывали. В ходе производства появилась кольцевая турель и переделанная крыша, частично жесткая. Позже появился M5A2 с модернизированной ходовой частью, а также послевоенные доработки M5 и M5A1, известные как HST M5A4 и M5A3 соответственно.

Ходовая часть была частично унифицирована с Light Tank M3/M5.
Ходовая часть была частично унифицирована с Light Tank M3/M5.

Значительная часть M5 HST, впрочем, прослужила в неизменном виде. Не то, чтобы их сохранилось очень много, но большой редкостью они не являются. Да и выпустили их приличное количество - 5290 M5, плюс 582 M5A1. Скорее тут дело в том, что американские быстроходные тягачи находятся несколько в тени. Они не так известны, как "хальфтраки", потому и интерес к ним ниже. Хотя машина интересная, да и вполне попадается как исходник для реставрации. В Музее Техники Вадима Задорожного как раз такой экземпляр. Немного подуставший, но комплектный.

Появился центральный брус для усиления ходовой части.
Появился центральный брус для усиления ходовой части.

172 тягача данного типа попало в Советский Союз по программе ленд-лиза. Это отдельная тема, но пару фактов упомянуть стоит. Во-первых, сначала суровые советские артиллеристы пытались запрячь в него 210-мм пушку БР-17. Но что-то пошло не так. То же самое случилось и с 203-мм гаубицей Б-4. Происходили издевательства над американской машиной в апреле 1944 года. Во-вторых, когда командование ГАУ КА поинтересовалось у Гороховецкого АНИОП, как там дела с испытаниями возкой корпусной артиллерии, из Мулино пришел невразумительный ответ. Опять про Б-4 и БР-17. В результате было приказано прекратить ломать комедию. К тому времени трактор М-5, как его обозначали, уже оказались на фронте. Они спокойно таскали 122-мм пушки А-19, а также 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. А еще за них могли впрягать аж две 85-мм зенитки 52-К. Одним словом, своё место в системе мехтяги Красной Армии американские тягачи нашли.

Такая конструкция ленивца обеспечивала постоянное натяжение гусеничной ленты.
Такая конструкция ленивца обеспечивала постоянное натяжение гусеничной ленты.

Нашли своё место данные тягачи и в отечественных музеях. Первый такой тягач оказался в Верхней Пышме, второй образовался в Музее Техники Вадима Задорожного. В обоих случаях машины основной серии, без послевоенных модернизаций по крыше и большинству элементов. Единственное, что бросается в глаза - это траки T36E6, металлические, с развитыми грунтозацепами и резиновыми подушками с внутренней стороны. Но про такие нюансы не знают и специалисты, плюс они вполне присутствуют на тракторах М-5, которые поставлялись в Советском Союзе.

Место механика-водителя.
Место механика-водителя.

M5 HST имеет типичную "танковую" компоновку, с мотором сзади, ведущими колесами спереди и ходовой частью, здорово напоминающей Light Tank M3/M5. Есть нюасы вроде центрального бруса, необходимого для усиления ходовой части, но в целом прародитель вполне угадывается. Собственно говоря, зачем что-то менять, если и так работает? Разработанная Гарри Ноксом система ходовой части успешно использовалась и на танках, и на быстроходных тягачах. Ну а поскольку боевая масса M5 HST не отличалась от танка, особого смысла что-то глобально менять не имело.

Расчет размещался на продольных лавках.
Расчет размещался на продольных лавках.

Для того, чтобы вытаскивать себя самостоятельно, в носовой части корпуса M5 HST установили лебедку Garwood, которая имела привод от двигателя. 90-метрового троса для таких задач вполне хватало, как и тяги почти в 7 тонн. Это, кстати, выгодно отличало M5 HST от модели M4 HST фирмы Allis-Chalmers. Там спереди лебедки не предусматривалось.

На  более поздних версиях HST M5 салон несколько перекомпоновали.
На более поздних версиях HST M5 салон несколько перекомпоновали.

Выбранная компоновочная схема привела к тому, что машина имела необычную концепцию салона. Механик-водитель сидел спереди по центру, благодаря чему он обладал хорошей обзорностью. Само место водителя вынесли чуть вперед, на наклонный лобовой лист, в походном положении, могло опускаться лобовое стекло.

Мотора Continental R6572 хватало для того, чтобы у тягача были приличные скоростные данные.
Мотора Continental R6572 хватало для того, чтобы у тягача были приличные скоростные данные.

Внутри кабины места было немного, посему 8 человек расчета сидели вдоль бортов, по 4 с каждой стороны. Заходили они внутрь через дверцы в носовой части, необычно и несколько неудобно. Кроме того, на продольных сиденьях укачивало больше, чем на поперечных. Поэтому и появился HST M5A1, с кабиной, больше похожей на HST M4. Для защиты от непогоды имелся складной тент, но, судя по всему, он не очень нравился экипажам. С этим и связаны послевоенные переделки.

"Ровная" крыша моторного отсека - иллюзия. Что там было на самом деле, можно видеть по ч/б фото.
"Ровная" крыша моторного отсека - иллюзия. Что там было на самом деле, можно видеть по ч/б фото.

Если ходовая часть у HST M5 была близкой к танковой, то мотор, как и у других быстроходных тракторов, оказался оригинальным. Им стал рядный 6-цилиндровый двигатель Continental R6572 объемом 9,37 литров. Он развивал максимальную мощность 235 лошадиных сил при 2000 об/мин, для 13-тонной машины этого более чем достаточно. Силовую установку разместили довольно компактно, касалось это и системы охлаждения.

В боковых ящиках размещался боезапас.
В боковых ящиках размещался боезапас.

Главной причиной для такой компактности стал боезапас. Разместили его в двух больших ящиках по бокам от силовой установки. В обычном положении ящики не очевидны, но спереди и сзади есть дверки, которые открываются в боевом положении. Это позволяет оперативно пользоваться боеукладкой. Расчет мог перемещаться вдоль моторного отсека, с точки зрения работы это очень удобно.

У траков очень интересная конструкция. Резиновая подушка снизу понадобилась для того, чтобы не происходил износ бандажей опорных катков.
У траков очень интересная конструкция. Резиновая подушка снизу понадобилась для того, чтобы не происходил износ бандажей опорных катков.

О том, что тягач получился вполне удачным, говорит его долгая служба. В разных армиях мира M5 HST и его вариации служили несколько десятилетий. Кроме того, его можно назвать лучшим артиллерийским средним тягачом, который использовался в Красной Армии во время войны. Влияния на нашу программу разработки тягачей он, впрочем, не оказал. Тем не менее, машина интересная. Хорошо, что эту необычную машину можно видеть и в наших музеях.