SEO — источник получения теплого трафика. Главная цель продвижения в поисковых системах — занять более высокие позиции по сравнению с конкурентами по нужным ключевым запросам.
Грамотно проработанная стратегия позволяет регулярно получать просмотры, сохранения товаров в корзину и заказы. С каждым последующим месяцем вложения в привлечение клиентов будут сокращаться.
Особенности ранжирования на Озоне
Продвижение карточек товаров на Озоне сводится к ряду простых действий. Основополагающее правило заключается в отслеживании конверсии относительно позиций, как в заказ, так и в добавление в корзину.
Больше всего продаж получают товары, находящиеся до 25 строчки выдачи маркетплейса. Однако стоит стремиться сразу попасть как можно ближе к первой строчке выдачи.
Выдача на Озоне, по аналогии с поисковыми системами Яндекс и Гугл, персонализирована. Это значит, что для каждого покупателя она своя. Но если у товара грамотно проработаны все SEO показатели, он будет получать больше просмотров в сравнении с недостаточно оптимизированными карточками конкурентов.
Как ранжируются товары на Озон — этапы сортировки карточек в выдаче
Одна из главных задач поисковых алгоритмов Озона — определить текстовую релевантность карточки в соответствии с запросами покупателей. Однако система учитывает и другие факторы — поведение клиентов при попадании на конечную страницу, рейтинг продавца, конверсию в заказ и добавление в корзину.
Поиск товаров
Каждый день пользователи маркетплейса вводят миллионы запросов. Сначала система просто показывает покупателю те, в атрибутах которых есть соответствующие ключевые слова. Алгоритм учитывает все возможные данные:
· название SKU;
· описание;
· категории;
· характеристики — материал, цвет, габариты, состав, размеры;
· бренд.
Чем более полно заполнены все атрибуты, тем вероятнее покупатель найдет товар по своему запросу.
Сбор ключей и связанных слов
Дополнительно система ищет максимальное количество связанных слов — тех, которые пользователи чаще всего ищут с главным ключом. К примеру, для «ботинок» это сапоги, полуботинки, челси, туфли.
Внутренняя система ранжирования опирается на базу синонимов, связанных со словами из часто повторяющихся ключевых запросов. К примеру, покупатель вводит в поисковое поле «мужские штаны». Маркетплейс может выдать ему и брюки, и спортивные багги, и джоггеры. Если в описание добавить слов, которые покупатель может ввести в поиске, ваш товар будет выше ранжироваться в ленте маркетплейса.
Важно! Не стоит вписывать ключевые слова в карточку ради количества, если они не связаны с характеристиками товара. К примеру, в описание классических брюк не следует вставлять слово «спортивные».
Применение коэффициента рейтинга
На основе уже имеющихся оценок SKU, система применяет к ним увеличивающий коэффициент, равный *1−1,25. На этом этапе проверку проходит лишь 1000 товаров — их отправляют на следующий этап проверки.
Вычисление вероятности покупки товара
Система автоматически определяет все свойства (фичи) конкретного продукта, которые могут повлиять на продажи. Каждой фиче присваивается определенное число. На этом этапе алгоритм оценивает товары по следующим критериям:
- Рейтинг SKU. Критерий рассчитывается исходя из количества отзывов. Вес параметра составляет 8%.
- Цена — алгоритмы учитывают историю изменения стоимости товара и текущую скидку. На этот параметр приходится 9% веса.
- Продажи — учитывается количество продаж в прошлом и процент конверсии в покупку. Этот критерий имеет вес 19%.
- Популярность — в этом параметре объединены все свойства, характеризующие продукт — количество добавлений в избранное и в корзину. Показ засчитывается, когда пользователь переходит на карточку в маркетплейсе, а также когда он просматривает товар в поисковой выдаче. В указанной модели популярность имеет вес 49%.
- Скорость доставки — 6%. Озон определяет, относится ли позиция к категории экспресс-товаров, а также рассчитывает время на получение покупателем заказа с момента оплаты.
- Текстовая релевантность — 6%. Оценивается соответствие описания товара и заполненных полей атрибутов запросу пользователя.
Продавцы могут воздействовать на поисковую выдачу, поскольку могут самостоятельно контролировать значения большинства из представленных фичей.
Бустинги и дебустинги
На этом этапе все товары-кандидаты на попадание в ТОП получают оценку от 0 до 1. При этом система прописывает повышающие или понижающие коэффициенты. Например, повышающий коэффициент (бустинг) может быть использован для позиций продавцов с высоким рейтингом.
Варианты бустингов, которые применяются после ранжирования товаров:
Рекламное поднятие. Этот вид бустинга предполагает покупку коэффициента за деньги.
Выбор оптимальной логистической схемы. Для одной карточки товара может быть применен только один из бустингов этой категории. Если продавец разместил свое предложение в аукционе на поставку в дарксторы, его товар может попасть на витрину Озон Экспресс. Такие карточки ранжируются с повышенным коэффициентом в 7,5%. Гарантия продавца доставки со своего склада в день заказа, также получает +5% к релевантности в поисковой системе маркетплейса. Если продукция находится на ближайшем от покупателя складе FBO, карточка получает бустинг в 5%.
Скидки. Повышающий коэффициент работает таким образом, чтобы позиции, у которых цена снижена относительно среднего показателя за 2 недели, получали дополнительные бонусы. Система такие карточки ранжирует как более релевантные.
Премиум-продавцы — отвечающие определенным требованиям площадки и купившие подписку. Селлерам с этим статусом система дает бустинг 5%.
Участие в акциях и распродажах. Эти инструменты позволяют получать отзывы и оценки на новые товары, помогают распродавать избыточные складские запасы и позволяют быстро привлечь внимание покупателей к товару.
Дебустинги (понижающие коэффициенты) применяются к карточкам товаров с низким рейтингом и при нарушениях правил маркетплейса, а также если у продавца низкий рейтинг.
Больше о том, как правильно работать с SEO узнаете на нашем вебинаре для предпринимателей на маркетплейсах. Регистрируйтесь по ссылке.