Они пошли вверх, прекращая своё перемирие на перевале. Вновь и мать, и сын передвигались молча.
Дальше тропа была каменистая и довольно крутая. Спокойному передвижению мешал ещё порывистый ветер, который словно был против, чтобы эти двое шли вперёд. Накрапывал дождь, бросая свои большие, редкие капли на землю, целясь в обеих путников.
– Сейчас начнётся дождь, самое время возвращаться обратно, пока мы не поднялись на вершину, - Виталик находился выше Лидии, поэтому ему приходилось кричать, чтобы она могла его услышать.
- Я не привыкла отступать, если я решила, то дойду до конца, - она не ответила сразу, а дойдя до сына, произнесла ему эту фразу спокойно, проходя мимо него.
- Снова это местоиимения я. Мама, ты даже не говоришь мы, - он поплёлся за ней, так как ему ничего не оставалось делать.
Через всего несколько минут подул уже более сильный ветер, принося с собой и холодные снежинки, врезающиеся в кожный покров лица резким и неприятным прикосновением.
- Нам нужно разложить палатку и заночевать тут на Кедровой стоянке, а завтра с раннего утра мы поднимемся вверх и пересечём перевал Каратюрек, – она положила свой рюкзак на землю, обозначая место их ночёвки.
- Мы будем здесь спать? Ты меня не предупреждала об этом, я хочу домой, давай вернёмся в ту деревню, откуда начали свой путь, мне тут вовсе не нравится.
- Мы не вернёмся, мы дойдём до самого конца, иначе нельзя.
- Кому нельзя? Это опять твои желания, вот ты и оставайся, а я устал от твоих планов, - он развернулся и отправился прочь.
Лида даже не подняла голову в сторону сына. Сколько же сил и нервов отнял её ребёнок, которого она продолжала бесконечно любить, несмотря на все его выходки. Они словно были все нацелены на то, чтобы свести мать с ума. Вот и теперь он просто испытывал её терпение. Через всего тридцать минут сын вернулся обратно, застав мать уже с разложенной палаткой.
- Ты умеешь её раскладывать? – без каких-либо извинений, он заговорил с ней.
- Есть инструкция, не обязательно уметь всё, можно этому и научиться, - она подняла голову на сына, - в твоём рюкзаке горелка, давай приготовим гречневую крупу.
Было уже совсем темно и довольно холодно. Ветер пронизывал насквозь, поэтому пришлось надеть на себя всю одежду, что была приготовлена Лидией с собой и уложена заранее в рюкзаки. Вдобавок они накрылись одним пледом, сидя у костра после плотного ужина. Они оба молчали.
- Моя мать не болела никакой страшной болезнью, - Лида начала разговор первой, - она замёрзла насмерть однажды. Была в сильном алкогольном опьянении. Мне было тогда уже 18, я училась в институте, на первом курсе. Знаешь, когда она умерла, я почувствовала облегчение.
Я помню ту ночь очень хорошо. Пришла с занятий, сделала уроки, в квартире было тихо и спокойно. Когда была мать в доме, то такого покоя мне не было. Она меня постоянно в чём-то обвиняла, что-то кричала или уже последние годы просто бубнила, высказывая своё недовольство мной.
А тем вечером я кинулась искать её в 10 вечера. Это было частым явлением, я сильно переживала за неё, носясь по собутыльникам и узнавая не у них ли мать валяется пьяной. А тогда я её нигде не нашла. Уже в 2 ночи позвонила в милицию, где надо мной посмеялись, сказав, что она скорее всего с каким-нибудь мужчиной отдыхает.
Утром в 6 часов позвонила в дверь соседка, её сестра работала в больнице, вот она и сказала, что мать нашли. Она всего несколько метров до дома не дошла. Странно, но мимо мусорки, где она была обнаружена, я проходила несколько раз и не видела её. Пальто было тёмным, а она присела, видно засыпала, руки были прижаты к груди, так и заснула навсегда.
- Вот это признание, - он посмотрел на мать, желая сказать ещё что-то в этом же духе, но вовремя остановился и замолчал.
- Я ненавидела её, до сих пор не могу успокоиться и принять мать, принять ситуацию такой, как она была. Ангелина говорит, что нужно простить и забыть, но у меня не получается. Её смерть стала для меня неким освобождением, - Лида не смотрела на сына, решив начать то самое откровение, которое она планировала сделать в этом походе, - я отправилась с тобой, чтобы рассказать всё, как есть.
- За что ты её ненавидела, не пойму.
- Она меня не любили, всегда укоряла в чём-то, я всё делала не так, училась по её мнению плохо, если получала хоть одну 4, вместо постоянных 5. Она никогда меня не хвалила, не жалела, только кричала, как сумасшедшая и бранила за всё.
- А где твой отец? – Виталик решил спросить дальше, раз уж мать пошла на такие откровения.
- Я его не знаю, но, как говорила мать, я стала виной их разрыва. За это она меня ненавидела. Сынок, мне нужно тебе рассказать, - она замолчала на миг, а затем продолжила, - не знаю даже с чего начать.
- Тогда просто начни.
- Хорошо, я не стану юлить, скажу, как есть. В 19 лет мне сделали не удачный аборт, детей иметь я не могу. А ты появился позже, причём родила тебя не я, а моя сестра, которая не собиралась тебя воспитывать.
- Что? Ты это выдумала специально? Я тебе видно надоел своими выходками, я же не такой, как ты хотела, поэтому ты решила от меня избавиться, да? – он возмущённо смотрел на Лиду.
- Прости, сынок, я продолжу. У меня есть сестра, которую взяла на воспитание моя тётя. Получилось так, что у моей матери родилось 2 дочери-близняшки, одну из которых взяла на воспитание её сестра, проживающая в Екатеринбурге. Она увезла её туда ещё в младенчестве, я об этом не знала. А появилась она неожиданно, мне тогда был 21 год. Открываю однажды дверь, а там она, просто вылитая я.
Тётка, что воспитывала её, довольно строгая женщина, а Ритка не была примерным ребёнком, поэтому, когда она забеременила, решила приехать в родной город, чтобы отыскать родственников. Она сбежала от своей приёмной матери. Тебя воспитывать Рита не собиралась, так ты появился у меня, - Лида, рассказав всё самое важное, замолчала.
Конечно, появление малыша в квартире Лиды не было столь простым событием, но в подробности вдаваться сейчас мать Виталика не планировала. Она и это не собиралась рассказывать, если бы не находилась в таком отчаянье по отношению к сыну. Тот же отреагировал довольно странно. Не сказав ничего он просто встал и отправился в палатку спать.
Позавтракав утром, они оба пошли дальше к перевалу молча. Лида готовилась к разной реакции сына на такое признание, поэтому решила дать ему время, чтобы принять то, что она ему озвучила.
- А зачем ты меня взяла? – он вдруг остановился и сказал, словно не было ночи между её последней фразой и его. Виталик произнес свой вопрос с каким-то укором.
- Скажу честно, я не приняла такое решение резко за пять минут, но оставить тебя не могла.
- А сейчас решила сказать мне это, потому что я тебя надоел, не оправдал твои ожидания?
- Нет, не поэтому. Ты мой сын, я люблю тебя, но правду ты имеешь право знать. К тому же ,тебе скоро исполняется 18, ты уже взрослый для такой информации.
- И что я должен теперь делать?
- Просто жить. Или не знаю, что именно ты можешь делать, это будет уже твоим решением. Ты знаешь, я ночью думала над твоими словами, ты прав, я действительно ожидала увидеть другого сына, не думала, что ты станешь наркоманом, что я столкнусь с этим. Я была уверена, что, если тебя воспитывать правильно, то ты станешь хорошим и успешным человеком.
Ты прав ещё и в том, что я пыталась сделать из тебя что-то по своим собственным представлениям. Наверное, не нужно было водить тебя бесконечно по этим кружкам, следовало прислушиваться больше к тому, что нравится тебе, а не мне.
Может ты прав и всё идеальное образование бессмысленно. Не знаю, если честно я немного запуталась, но одно знаю точно - люблю тебя, ты мой сын и ты мне нужен, даже, если станешь вовсе не таким, как мне бы хотелось.
- Есть ещё какие-то тайны, о которых я не знаю? – они продолжали идти, разговаривая по дороге.
- Твоя биологическая мать хотела видится с тобой, но я запрещала ей этого делать. Знаю, что можешь не простить меня, но говорю, как есть. Она явилась как-то ко мне пьяная, колотила в двери и требовала отдать сына обратно.
- Ну это я от тебя могу ожидать, ты же за всех знаешь, как кому нужно жить. Скажи, как тебя твой Гарик терпит?
- Игорь меня любит, а может ему просто удобно жить со мной.
- Конечно, у него же ничего не было, когда ты его подобрала.
- Не говори так, он очень талантливый, просто недооценённый специалист. Сейчас он мне очень даже хорошо помогает. Я затеяла строительство туристической базы отдыха, так знаешь, как он в это всё погрузился, как занимается обустройством участка. Игорь же архитектор по профессии, просто у него до этого не было шансов себя показать.
- Это твоя игрушка, делай, что хочешь. Мне плевать на него.
Лида и Игорь жили вместе десять лет. Она познакомилась с ним в одном кафе, куда забежала с подругой, чтобы посидеть субботним днём за чашечкой кофе и приятной беседой.
Игорь сидел за соседним столиком, что удивительно, он читал книгу. Красивый, молодой парень не трепался с девчонкой, не смеялся с парнями, как положено в его возрасте, а читал. Ей захотелось непременно узнать что именно так заинтересовало парня. Она уселась за столик напротив него, бесцеремонно приподняла книгу, извиняясь при этом для вежливости.
- Простите, но было так важно мне узнать, что может вас настолько заинтересовать? «Маленький принц»? – она удивлённо посмотрела на молодого человека, - что заставило вас выбрать именно это произведение?
- Вы читали? Что вам запомнилось? – вместо ответа он начал задавать собственные вопросы.
- Запомнилось, что люди не интересуются цветом глаз и интересами другого человек, что им важен статус и так далее.
- Я пока не составил своего мнения по этому произведению. Не читал никогда, вот добрался, так как самое время читать именно про него.
- И какие обстоятельства в жизни привели вас к решению взяться за произведения Экзюпери? – она всё же пыталась добиться от него ответа, почему именно это произведение он выбрал для чтения в кафе.
- Мне просто захотелось, разве так не может быть?
Романтичный парень с приятной внешностью стал для практичной Лиды просто загадкой. Он был совсем другим, не таким, как куча мужчин в её окружении. Игорь словно этот принц из романа, читаемого им в кафе размышлял иначе.
Он не стремился заработать много денег, удивляя постоянно Лиду не знанием лучших ресторанов в городе, а умением выбрать лучшее местечко на набережной, показывая ей то замысловатые фигуры, образуемые небольшим островком, то рассказывая какие-то интересные факты, выдавая свои бесконечные знания по истории их родного города.
Это с подачи Лиды Игорь стал всё же архитектором, занимая хорошее место в созданной ей фирме. Она не прогадала, парень полностью раскрыл свой потенциал, показывая себя с лучшей стороны.