– Ты что такая грустная, Диана? – таким вопросом встретила ее бабушка.
– Знаешь, сейчас разговаривала с Лерой, и на душе остался какой-то неприятный осадок. Она почему-то считает, что причина всех ее неудач – это отсутствие денег. Хотела стать певицей – не стала и обвиняет весь мир. А что она сама сделала для этого?
– Здесь больше влияние матери. Ведь когда вы еще были маленькими, Катя разговаривала с Ольгой – матерью Леры. Она ей объяснила, что, если пройти конкурс, то Лера может учиться в школе искусств бесплатно. Конечно, фортепиано или скрипку им было не потянуть, но на отделении народных инструментов ту же домру можно было взять в аренду у школы. Тем более, что для Леры главным был вокал. Получив документ об окончании школы искусств, она могла бы продолжить образование.
– Я ей то же самое говорила. Если есть мечта, то надо что-то делать, а не сидеть и жаловаться.
– Тут вина не Леры, а ее мамы. Ольгу было не переубедить. Она не захотела проехать до школы искусств три автобусных остановки, чтобы отвести Леру на прослушивание. Так и заявила Кате: «Это вы можете себе позволить рисуночки да песенки, а Лерке крепкая специальность в руках нужна, чтобы всегда кусок хлеба был».
– Вот именно «песенки», – сказала Диана. – Почему-то многим кажется, что это очень легко – утром четыре часа на репетиции, а вечером – трехчасовой спектакль. А зарплата – совсем не такая, как у звезд шоу бизнеса.
–Это распространенное мнение, и ты ничего изменить не сможешь, – посетовала бабушка.
– И знаешь, – добавила Диана, – Лера с такой гордостью рассказывала, что она параллельно с учебой подрабатывает, будто это делает она одна, а остальным все с неба валится. У нас многие ребята, начиная с третьего курса, работают. Я, кстати, тоже уже несколько раз делала чертежи на заказ. И это потрудней, чем регистратором быть.
До начала учебного года оставалось десять дней. Диана вспомнила, что ей надо привести в порядок ноутбук. В конце года у нее иногда были с ним проблемы, а учиться без него невозможно. В школе ей всегда помогал в этих вопросах Борька Селиванов, но сейчас его в городе не было.
Выход нашелся неожиданно: вынимая квитанции ЖКХ из почтового ящика, Диана откладывала в сторону рекламные листовки, которых было очень много. Одна из них привлекла ее внимание: мастер по ремонту офисной техники, выезд на дом, гарантии, предъявителям листовки – скидка. И номер телефона.
Диана позвонила, и уже через два часа на пороге квартиры стоял высокий молодой человек весьма приятной наружности.
– Здравствуйте, – улыбнулся он – меня зовут Стас. Я пришел вылечить ваш ноутбук.
–Проходите, пожалуйста, я вас жду.
Как выяснилось, с техникой все в порядке, надо просто немного почистить. Стас объяснил:
– Когда Вы скачиваете какое-либо приложение, в нем есть скрытые приложения и утилиты, этот мусор никому не нужен, популярность продукта низкая. Вот разработчики и запаковывают скрытые установщики в различные приложения, которые пользуются спросом у интернет-пользователей. Мы сейчас все это уберем, а вы, когда что-то устанавливаете, будьте внимательнее. Но лучше скачивать все только с официальных сайтов, чтобы подобных неприятностей не было.
Стас показал Диане еще несколько интересных способов «почистить» ноутбук и предложил помочь навести порядок на дисках.
В комнату заглянула бабушка и предложила им выпить чаю. Стас с удовольствием согласился.
Они поработали еще час, и Диана поняла, то та система хранения материалов, которую предложил ей Стас, очень удобна.
Вечером Диане позвонила Лера:
– Привет! Я в последний раз была немного агрессивна – не обращай внимания. Просто какая-то черная полоса у меня сейчас – не везет ни в чем. Мне Ирка Блинова сегодня позвонила – предложила в клуб сходить. Из нашего класса будут человек десять – решили перед отъездом встретиться, поболтать, потанцевать. Ты пойдешь?
– Пойду. А когда?
– Завтра в восемь вечера, встречаемся у «Даймонда».
Вечер прошел отлично. Пока народу было немного и музыка не грохотала, ребята поболтали, поделились своими впечатлениями об учебе в университетах и колледжах, а потом от души потанцевали. Но самое главное было в том, что Диана встретила здесь Стаса.
Он сам подошел к ней, пригласил на танец, потом перебрался за их столик и не отходил от нее весь вечер. А затем вызвался проводить до дома. Недалеко от выхода их догнала Лера:
– Мы с Дианой в одном доме живем, так что я с вами.
Ребята втроем дошли до дома, остановились у подъезда Леры. Она все разговаривала и разговаривала и, казалось, не собиралась уходить домой.
Наконец Стасу удалось вставить в поток ее речи:
–Лера, до свидания, спокойной ночи.
Девушка недовольно посмотрела на подругу, попрощалась и ушла.
А Стас и Диана еще долго сидели на лавочке у ее подъезда. Когда бабушка уже в третий раз посмотрела на них из окна, они договорились встретиться завтра и разошлись.
Всю неделю до отъезда Дианы они встречались ежедневно. Гуляли в городском саду, сидели в кафе, катались на речном трамвайчике по реке, один раз сходили в кино.
В воскресенье вечером Стас проводил Диану, а уже через несколько часов они снова разговаривали по телефону.
Если раньше Диана приезжала домой только во время зимних и летних каникул, то теперь она ехала в родной город в любые длинные выходные и все вечера проводила со Стасом. А он вообще мог собраться в четверг и уехать на три дня в Москву. Когда Диана была свободна, они все время проводили вместе.
Конечно, родители Дианы не могли этого не заметить и очень беспокоились. Отец боялся, что Диана выйдет замуж и не закончит институт. Мама, видя, как сильно влюблена дочь, боялась, чтобы та не наделала глупостей. Бабушка переживала за все сразу.
Когда Диана, сдав зимнюю сессию, приехала домой, Стас в первый же вечер спросил, готова ли она выйти за него замуж. Девушка растерялась: она мечтала об этом, однако понимала, что сейчас не самое лучшее время для замужества.
– Да, только мне еще учиться три с половиной года.
– А мне полтора, – ответил Стас. Я доучусь, найду работу, а как только смогу сам содержать семью, мы поженимся. Ты согласна ждать?
– Конечно! – радостно выдохнула Диана.
О своем договоре они на следующий день поставили в известность родителей Дианы. Те немного успокоились. А бабушка сказала, что намерения, конечно, благие, но что из этого получится, пока неизвестно, и вспомнила отложенную на год свадьбу Наташи Ростовой и Андрея Болконского.
Во втором семестре Диане надо было сдать три проекта, а Стас усиленно работал над курсовой, поэтому на поездки времени не было, но разговаривали они каждый вечер.
В начале марта к Диане приехала Лера.
– Хочу прозондировать почву насчет работы. Все-таки здесь зарплаты с нашей провинцией не сравнить. Но с другой стороны – если квартиру снимать за бешеные деньги, то так на так и выйдет. В общем, прикинуть хочу.
Она пробыла три дня, днем гуляла по городу, звонила по объявлениям о вакансиях, а вечером вливалась в студенческую тусовку. Ребята как раз готовили номер к «Студенческой весне», и Лера повеселилась вместе с ними. Она предложила Диане поехать домой на праздники, но сразу после восьмого марта была назначена предзащита проекта, и Диана отказалась – надо было готовиться.
Лера уехала одна. А Диана вечером никак не могла найти свой телефон. Уже скоро девять часов – время, когда она разговаривает со Стасом. Девушка обыскала всю комнату, телефона не было. Попросив телефон у соседки, Диана позвонила Лере в надежде, что она случайно прихватила его с собой. Лера уверила ее, что она телефона даже не видела.
Он нашелся утром. Ровно в семь из шкафа раздалось кукареканье – такой сигнал стоял у Дианы в качестве будильника. Она вытащила телефон из-под стопки одежды и посмотрела: пять пропущенных от Стаса, два – от мамы.
Стас трубку не взял, мама отозвалась.
– Мама, у меня все нормально, просто телефон в шкаф случайно засунула, вчера не могла найти – на беззвучном режиме стоял.
В течение дня Диана несколько раз пыталась дозвониться Стасу, но он трубку не брал. И сам почему-то не звонил.
А через несколько дней вечером Диане позвонила Лера. После пары обычных фраз она не без ехидства сообщила:
– Мы сейчас с девчонками в клубе. Тут твой Стас так классно зажигает!
– С кем он зажигает? – спросила Диана.
– Подожди, сейчас, – ответила Лера и отключилась.
А через несколько минут от нее пришло видео: Стас танцевал с очень красивой девушкой и так смотрел ей в глаза, что Диана поняла – про нее он уже не вспомнит.
Домой Диана попала только на майские праздники, а все время до этого она училась. Девушка буквально погрузилась в проекты, семинары, она не просто готовилась, а старалась выполнить задания так, чтобы к ее работам не было ни одного замечания.
Это не осталось незамеченным преподавателями. Один из ее проектов был заявлен на межвузовскую конференцию.
Но когда она приехала домой, родители испугались – на лице дочери были видны только глаза, она похудела и выглядела очень уставшей. Диана действительно устала – она легла спать и проспала почти четырнадцать часов. Она, может быть, спала и дальше, но бабушка и мама разбудили ее. «Ребенка надо восстанавливать», – решили они и принялись за дело.
Мама сходила к своему знакомому врачу и взяла для Дианы освобождение от учебы на три дня между праздниками. Дальше было объявлено: никаких телефонов, компьютеров, телевизоров.
Вся семья отправилась на дачу и жила там целую неделю. Правда, родители уезжали в те дни, когда у них были спектакли.
Диане было велено гулять, отдыхать, есть все, что приготовит бабушка. Она не сопротивлялась. Но, кроме этого, убрала в доме, на участке, вымыла окна, вместе с бабушкой приготовила клумбы для посадки цветов и даже покрасила забор палисадника в светло-зелёный цвет.
После праздников она вернулась к учебе в нормальном состоянии.
Про Стаса за все эти дни никто не сказал ни слова. Диана, конечно, не забыла о нем, но ей казалось, что все это случилось в какой-то другой жизни. Надо было готовиться к экзаменам, заканчивать второй курс, в общем, надо было жить дальше.
Летом родители с театром уехали на гастроли, а Диану с бабушкой хотели отправить на море. Но бабушка неожиданно заболела – у нее выявили проблемы с сердцем, и три недели она пролежала в больнице. И теперь уже Диана варила ей куриный бульон, покупала для нее на рынке ягоды и фрукты. А когда бабушке разрешили вставать, они гуляли вдвоем в больничном парке и много разговаривали.
Как-то разговор зашел и о Стасе.
– Знаешь, Диана, это не вселенская катастрофа. Мало есть на земле людей, кто бы в юности не пережил несчастной любви. Иногда это больно, обидно, но это жизненный опыт. Что плохо в этой истории? То, что он честно не объяснился с тобой. А ты теперь думаешь, почему он так поступил. Может, когда-нибудь ты об этом узнаешь, а может, и нет.
Когда бабушка уже была дома, Диане позвонила Лера и предложила встретиться в кафе.
Диана немного опоздала, и Лера уже сделала заказ: на столе стояли два стакана сока и бутылка минеральной воды.
– Как дела? – спросила Лера.
– Нормально. Бабушку из больницы выписали, сессию сдала на отлично – буду повышенную стипендию получать. Работу мою на конкурс отправили.
– Действительно, разве у тебя может что-нибудь быть плохо? А если что, то папа с мамой звездочку с неба для дочки достанут, – сказала Лера, усмехнувшись. – Правда, не каждую.
– Что у тебя с настроением, Лера? Случилось что? – удивилась Диана.
– Нет, у меня все отлично, просто замечательно. А вот на тебя я смотрю и удивляюсь. Я ведь тебя, считай, всю жизнь знаю. И всегда ты идешь с таким видом, будто вокруг только хорошие люди и все тебя любят. А ведь это не так.
– Что ты имеешь в виду? – спросила Диана.
– А вот ты дослушай меня до конца, тогда поймешь. Помнишь, у тебя рисунок пропал? А двойку за домашку по алгебре помнишь? – спросила Лера.
– Про рисунок помню, я тогда ревела – обидно было. А про двойку – нет.
– Анна Николаевна домашнюю работу проверяла, ты открыла тетрадь, а работы нет. Ты тогда еще так смешно блеяла, как овца: «Я делала работу, честное слово». А это я листок с домашкой у тебя из тетрадки выдернула. И рисунок я спрятала. И Ромке, помнишь Ромку из Суворовского? Это ведь я ему сказала, что ты со своим архитекторским дипломом по дальним гарнизонам мотаться не собираешься. Что ты теперь скажешь? – Лера смотрела на Диану с любопытством.
– Я ничего не скажу. Спросить хочу: а когда ты все это делала, тебе хоть чуточку лучше становилось?
– Ты знаешь, становилось. Я всегда хотела победить тебя. И я победила. Помнишь, я приезжала к тебе в Москву. Я не работу искала. Мне нужен был твой телефон. Я отправила Стасу сообщение от твоего имени, что между вами все кончено, и у тебя другой парень. А потом занесла его номер в черный список. А когда приехала домой показала ему фотографию, где ты на коленях у того здоровяка сидишь.
– Но ведь мы просто репетировали!
– А об этом я Стасу сказать забыла. А потом я на его телефоне твой номер заблокировала – попросила позвонить, сказала, что мой разрядился. А то шикарное видео из клуба? Там проводили конкурс на самую лучшую танцующую пару. Стас с Евой коктейли выиграли. А я тебе видео прислала.
– И как ты меня победила? Пока ты рассказала, как ты обманом нас поссорила.
– У нас со Стасом через две недели свадьба! Я отобрала его у тебя! Я ношу его ребенка. Я устроила свою жизнь. А ты?
– Лера, мне двадцать лет. У меня еще вся жизнь впереди. Скажи, если я все время так мешала тебе жить, почему ты молчала? Я бы давно исчезла с твоего горизонта, – спокойно сказала Диана.
– Вот и уходи. Или ты будешь бороться за Стаса? – настороженно спросила Лера.
–Зачем? Если он с тобой, значит, он хочет быть с тобой. Удивительно, ты всю жизнь, оказывается, воевала со мной. А меня на этой войне не было. Прощай.
Диана положила на столик несколько купюр и вышла из кафе.
Через две недели, стоя у окна, она увидела, как к соседнему подъезду подъехал свадебный кортеж. Последний раз Диана видела Стаса в конце января. Он не изменился, но в душе девушки уже не былого трепета, который она испытывала раньше. Чужой человек.
Скоро выпорхнула невеста, все сели в машины и уехали.
***
Прошло восемь лет
За это время Диана окончила институт, устроилась на работу в проектный институт, вышла замуж за своего коллегу, родила двух сыновей.
Вот сейчас она приехала навестить родителей.
– Побуду с вами недельку на даче и вернусь в Москву. Мама, я решила выйти на работу. Сашка в садик ходит, а Денис этот год с няней посидит. Я уже соскучилась по работе.
– Няня та же, что и с Сашей последний год была?
– Да, Надежда Петровна у нас работает в режиме бабушки. Игорь за мальчишками после двадцать пятого августа приедет.
Диана подошла к открытому окну. Через двор шла Лера, она вела за руку девочку лет семи.
– Мама, а Лера разве здесь живет? Она же замуж вышла.
– Я точно не знаю, но бабульки во дворе говорят, что через три года они развелись. А живет она здесь, с матерью и дочкой. Работает в больнице.
«Да, – подумала Диана, – а ведь Лера тогда была уверена, что она устроила свою жизнь».
Автор – Татьяна В.