Найти тему
Готика в России

Почему «псевдоготика» – это некорректный термин?

Оглавление

В комментариях к публикациям многие по старинке пишут о «псевдоготике». Но я не использую этот термин в своих публикациях. Это архаизм советских времен. Рассказываю, что под ним понималось изначально и какие есть более корректные термины.

Владимирская церковь в Быково, Подмосковье, 1783-1788. Фото: Артём Нойер
Владимирская церковь в Быково, Подмосковье, 1783-1788. Фото: Артём Нойер

Откуда появилась «псевдоготика»?

К «псевдоготике» (также «ложная готика», «русская готика») относят направление в российской архитектуре периода со второй половины 18-го века до 1830 годов (иногда и позднее). Такие постройки сочетают элементы европейской готики, русского узорочья, классицизма, барокко и даже восточные мотивы.

Петровский путевой дворец в Москве, 1776-1782, арх. М.Ф. Казаков. Фото: Артём Нойер
Петровский путевой дворец в Москве, 1776-1782, арх. М.Ф. Казаков. Фото: Артём Нойер

Среди них: московские усадьба Царицыно и Петровский путевой дворец; храмы в подмосковных Быково и Поджигородово; в липецкой Вешаловке; Чесменские церковь и дворец в Петербурге, усадьба Красное в Рязанской области, Гостиный двор в Калуге и мн. др.

Ново-Никольский собор в Можайске, Подмосковье, 1779-1814, арх. А.Н. Бакарев. Фото: Ludvig14 / Википедия
Ново-Никольский собор в Можайске, Подмосковье, 1779-1814, арх. А.Н. Бакарев. Фото: Ludvig14 / Википедия

Вероятно, эти термины впервые употребили в своих работах в 1920-е годы видные советские исследователи Н.А. Кожин и А.И. Михайлов, которые ввели в научный оборот ряд зданий, описали особенности декора и пытались атрибутировать их авторство.

Не экзотика, а феномен

Большой Царицынский дворец, Москва, 1785-1796, арх. М.Ф. Казаков. Фото: Артём Нойер
Большой Царицынский дворец, Москва, 1785-1796, арх. М.Ф. Казаков. Фото: Артём Нойер

Термины были выбраны достаточно неудачно – в них как бы заложена отрицательная коннотация (псевдо-, ложно-). Будто они отмечают то, чего нет. Вместо готических мотивов, которые присутствуют.

Церковь Св. Иоанна Предтечи (Чесменская), Санкт-Петербург, 1777-1780, арх. Ю.М. Фельтен. Фото: Артём Нойер
Церковь Св. Иоанна Предтечи (Чесменская), Санкт-Петербург, 1777-1780, арх. Ю.М. Фельтен. Фото: Артём Нойер

Искусствовед Сергей Хачатуров отмечал у нас в подкасте, что в советский период официальная наука преподносила такие здания как «экзотику». Хотя, это скорее феномен в русской архитектуре.

Чесменский дворец в Санкт-Петербурге, 1774-1777, арх. Ю.М. Фельтен. Фото: Артём Нойер
Чесменский дворец в Санкт-Петербурге, 1774-1777, арх. Ю.М. Фельтен. Фото: Артём Нойер

Сегодня мы знаем, что такие постройки получили широкое распространение – в электронном каталоге на russgothic.ru будет представлено более 300 таких объектов.

Готика, как синоним старины

Знаменская церковь в Вешаловке, Липецкая обл., 1768-1794. Фото: Алексей Кузьмин
Знаменская церковь в Вешаловке, Липецкая обл., 1768-1794. Фото: Алексей Кузьмин

Само понятие «готика» трактовали широко. Архитектор Василий Баженов в своем Слове на заложении Большого кремлёвского дворца называет «готическими» и кремлевские башни, и соборы. В понимании человека из 18 века готика – это и синоним старины.

Скотный двор в усадьбе Красное, Рязанская обл., 2-я пол. XVIII в. Фото: Артём Нойер
Скотный двор в усадьбе Красное, Рязанская обл., 2-я пол. XVIII в. Фото: Артём Нойер

Европейские архитекторы в Готическом Возрождении ориентировались на средневековые соборы, а российские – переосмысливали в ранней русской неоготике и средневековое европейское и русское зодчество с узорочьем, например, кокошники.

Проблема обобщения

Троицкий собор в Гусе-Железном, Рязанская обл., 1802-1868. Фото: Вадим Разумов
Троицкий собор в Гусе-Железном, Рязанская обл., 1802-1868. Фото: Вадим Разумов

Баженов называл свои «готические» проекты «нежной готикой». Екатерина II и ее современники использовали и кальку с французского – «готический вкус», отмечает Сергей Хачатуров.

Гостиный двор в Калуге, 1784-1823, арх. П.Р. Никитин; И.Д. Ясныгин; Н.Ф. Соколов. Фото: Артём Нойер
Гостиный двор в Калуге, 1784-1823, арх. П.Р. Никитин; И.Д. Ясныгин; Н.Ф. Соколов. Фото: Артём Нойер

Разумеется, тогда знать не знали таких слов как «псевдоготика». Но, к сожалению, термин укоренился в научной среде. Его стали применять и к зрелой российской неоготике и к эклектике с отдельными элементами готики.

Смоленская церковь в Ивантеевке 1803-1808 арх. А.Н. Бакарев. Фото: Артём Нойер
Смоленская церковь в Ивантеевке 1803-1808 арх. А.Н. Бакарев. Фото: Артём Нойер

Кандидат архитектуры Игорь Ямшанов в своей работе выделил 13 внутристилистических направлений и 2 периода. Для периода классицизма (условно «псевдоготики») предложен, мне кажется, удачный термин «ранняя русская неоготика».

Конный двор в усадьбе Осташёво, Подмосковье, 1840-е. Фото: Артём Нойер
Конный двор в усадьбе Осташёво, Подмосковье, 1840-е. Фото: Артём Нойер

Как выразиться правильнее?

Для корректного описания можно использовать формулировки:

  • ранняя русская неоготика
  • готика Просвещения (по названию выставки);
  • здания в готическом вкусе;
  • …в готическом духе;
  • …в формах готики;
  • …с готическими мотивами/элементами;
  • …имеющие готические черты.

Последние четыре – универсальные и актуальны для описания зданий разных периодов. Вы часто встретите их и в этом блоге и подкасте.

Дом Севастьянова, Екатеринбург, 1863-1866, арх. А.И. Падучев. Фото: Артём Нойер
Дом Севастьянова, Екатеринбург, 1863-1866, арх. А.И. Падучев. Фото: Артём Нойер

Сейчас мы создаем электронный каталог более 1,7 тыс. построек в готическом духе с удобной сортировкой. Поддержать проект можно здесь.