Кто-то подсчитал, что одна шестая всех стихов Библии так или иначе связана с темой “даяния”. Не уверен, так ли это, но знаю, что в Писаниях много говорится об этом: “...Господь Иисус... Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать»” (Деян. 20:35); “...доброхотно дающего любит Бог” (2 Кор. 9:7); “Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву” (Еф. 5:2). Уинстон Черчилль как-то сказал: “Мы живем на то, что получаем, и так, как даем.
Бог не стеснялся говорить о том, что надо отдавать, чего не скажешь о наших проповедниках. Проповеди о пожертвованиях обычно не числятся среди наших любимых. Если эта тема вызывает у вас чувство неловкости, то приготовьтесь: случай с вдовой, которая отдала все, что имела, заставит вас поежиться.
ИИСУС СМОТРЕЛ НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ В ХРАМЕ
Вторник перед смертью Иисуса, которая произошла в пятницу, был очень напряженным. Весь день Господь вел словесную войну с врагами, неоднократно пытавшимися завлечь Его в сети.
Христос удалился во двор женщин, где находилась храмовая сокровищница (Мк. 12:41). Он и прежде учил в этой части храма (Ин. 8:20). Как пишет Эдершайм, “сокровищница” состояла из тринадцати сосудов, имевших форму перевернутой воронки. Сосуды размещались в одном углу двора. Каждый сосуд был помечен буквой еврейского алфавита, и деньги из разных сосудов шли на разные храмовые нужды (жертвы, текущие расходы и т.д.). Они служили для добровольных приношений. По особым случаям, например в праздничные дни, люди жертвовали много и охотно.
Иисус “сел... против сокровищницы” (Мк. 12:41). На какое-то время Он остался один и, без сомнения, наслаждался передышкой. Наверное, Он посидел немного с опущенными (а то и вовсе с закрытыми) глазами, но потом “огляделся” (Лк. 21:1).
Он стал смотреть, “как народ кладет деньги в сокровищницу” (Мк. 12:41). Что такое? Он смотрел, сколько клали люди? А я-то думал, что, когда я жертвую, моя правая рука не должна знать, сколько кладет левая — тем более люди справа и слева от меня [я иронизирую, конечно же]. Я думал, что величина моего приношения должна быть такой же вселенской тайной, как и количество волос на моей голове. И вдруг текст говорит, что Господь сидел там и “смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу”.
Греческое слово, переведенное глаголом “кладет”, можно еще перевести как “бросает” (см. Восстановительный Перевод). Ранее Иисус говорил, что некоторые из своего приношения устраивали спектакль (см. Мф. 6:2). Возможно, эти люди знали, как бросить в сосуд деньги таким образом, чтобы они зазвенели.
Господь видел, что “многие богатые клали много” (Мк. 12:41). В этом не было ничего плохого. Павел говорил: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” (2 Кор. 9:6).
Но вот Иисус увидел трогательную сцену: “Одна бедная вдова, придя, положила две лепты, что составляет кодрант” (Мк. 12:42). Вдовы считались самым незащищенным и беспомощным слоем общества. Бог дал специальные законы, предусматривавшие заботу о вдовах и их защиту (см. Исх. 22:22; Втор. 24:19-21; 26:12, 13; 27:19). Большинство вдов были бедными, и определение “бедная” в рассказе Марка и Луки может указывать на то, что эта вдова была беднейшей из бедных.
Христос заметил, как вдова положила в сокровищницу две медные монетки. В тексте говорится, что она положила “две лепты”. Миллионы людей эту историю знают под названием “Лепта вдовы”.
“Лепта” — это греческое слово множественного числа от лептон. Это была самая мелкая иудейская медная монета; слово лептон означает “тонкий”. В Новом Завете это единственная упомянутая монета иудеев. В тексте уточняется, что две лепты “составляют кодрант”. Кодрантом называлась мелкая римская монета. Кодрант равнялся приблизительно одной шестьдесят четвертой динария, который составлял средний дневной заработок (Мф. 20:2. Четыре кодранта = один ассарий; шестнадцать ассариев = один динарий). Чтобы вычислить, сколько составляют две лепты вдовы в вашей местности, разделите средний дневной заработок простого работника на шестьдесят четыре. Не забывайте, что на такой заработок человек мог прожить с большим трудом. А у этой вдовы была лишь мизерная доля дневного заработка простого работника.
Наблюдая за женщиной, Христос, наверное, подумал: “Это нужно видеть Моим ученикам”. Он подозвал их к Себе (Мк. 12:43) и сказал: “Истинно говорю вам [эти слова указывают на то, что сейчас Он скажет что-то важное], что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу” (Мк. 12:43). Греческая грамматическая конструкция указывает на то, что она положила больше, чем все остальные вместе взятые. С человеческой точки зрения ее вклад был ничтожным, но с точки зрения Бога — бесценным. В глазах Бога ее медные монеты были ценнее бриллиантов.
Хоть вдова отдала и очень небольшую сумму, ее “безоглядная щедрость” вот уже больше двух тысячелетий вдохновляет людей на жертвенные приношения. Кто-то вычислил, что если бы лепту вдовы положили в “Первый национальный банк Иерусалима” на вклад с четырьмя процентами полугодовых, то сегодня он бы вырос до 4 800 000 000 000 000 000 000 [сорок восемь с двадцатью нулями] долларов! Не стану проверять эти цифры — но я точно знаю, что пример вдовы стимулировал и стимулирует пожертвование миллионов, а возможно, и миллиардов. Бертон Коффман приводит пример многолетней давности:
“В Нью-Йорке проводилась кампания среди бедняков-иммигрантов по сбору средств на строительство основания и опорной башни для статуи Свободы Бартольди. Кампания буксовала, пока одна бедная женщина не продала свою кровать за 13 долларов и не внесла эти деньги. Вдохновленные ее поступком, люди тут же откликнулись и пожертвовали больше, чем было необходимо. Вот так и бедная вдова из этого рассказа построила множество церковных зданий и помогла собрать огромные средства по всему миру”.
Иисус продолжил: “Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое” (Мк. 12:44). Люди смотрят на принесенный дар, а Бог смотрит на то, что остается после этого дара. Пожертвования богатых ничего им не стоили; пожертвование вдовы стоило ей всего. Иногда мы слышим, как кто-то говорит: “Все, что я могу дать, это лишь лепту вдовы”. Не говорите, что вы даете “лепту вдовы”, если не отдаете все, что у вас есть. Если у вас еще что-то осталось, то ваш дар нельзя сравнивать с даром этой бедной женщины.
Люди спорят, умно ли поступила эта женщина. Мы с вами могли бы попытаться остановить ее: “Ты даешь слишком много! Бог не хочет, чтобы ты умерла с голоду, положив все в казну храма! Он оценит твою готовность к такой жертве, но оставь хоть немного для себя!” Однако Господь похвалил ее дар любви. Несомненно одно: эта бедная вдова верила, что Бог позаботится о ее нуждах на следующий день (Мф. 6:33).
Много уроков можно извлечь из этой трогательной истории:
• Все должны давать: богатые, бедные и среднего достатка.
• Бог относится к пожертвованиям иначе, чем мы.
• Мы должны давать жертвенно.
• Мы должны давать так, чтобы было видно, что мы уповаем на Бога, а не на богатство.
Но я хочу подчеркнуть одно: Иисус наблюдает за нами, как наблюдал за вдовой.
ИИСУС СМОТРИТ И НА НАШИ ПОЖЕРТВОВАНИЯ
В Библии много раз повторяется, что Бог все видит, что Он вездесущ и всезнающ:
“...Очи Господа обозревают всю землю” (2 Пар. 16:9).
“...Пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его” (Прит. 5:21).
“На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых” (Прит. 15:3).
“И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его; Ему дадим отчет” (Евр. 4:13).
Среди всего прочего, Бог видит и наши пожертвования. Он знает, достаточно мы даем или нет. Он видел лицемерное приношение Анании и Сапфиры, и это было Ему неугодно (Деян. 5:1-11). Он видел жертвенное даяние македонской церкви, и это было Ему угодно (2 Кор. 8:1-5). Павел писал:
“При этом скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог” (2 Кор. 9:6, 7).
Господь внимательно наблюдал за приношением в храме две тысячи лет назад, и сегодня Он точно так же сидит на небесах против сокровищницы и смотрит на нас. Я читал об одном проповеднике, которого попросили помочь в сборе средств. Проходя по рядам с блюдом для пожертвований, он время от времени брал в руки какую-нибудь купюру и внимательно ее разглядывал. Как можно себе представить, к концу сбора пожертвований многие испытывали неловкость, а некоторые даже сердились. Проповедник вышел вперед и сказал: “Я один-единственный раз решил рассмотреть, сколько вы кладете, и это кое-кого привело в негодование. Неужели вы не знаете, что Господь пристально следит за вашими приношениями всякий раз, как вы это делаете? И что Он видит? Радуется Он или печалится?” Что же Христос видит, когда смотрит на наши дары? Я не могу ответить на этот вопрос за вас, равно как и вы за меня. Изученная нами история показывает, что Богу важна не только порция, но и пропорция. Он смотрит не только на даяние, но и на дающего. Ему одинаково интересно, сколько мы даем и сколько оставляем себе.
Могу ли я назвать свое даяние жертвенным? Приходится ли мне поступиться чем-то, чтобы сделать свое приношение? Может, какими-то удовольствиями? Или какими-то удобствами? Что греха таить, мои даяния бледнеют перед приношением бедной вдовы, которая отдала даже свои средства к существованию — все, что имела.Мы знаем тех, кто отдал все, что имел: это матери, которые жили в нужде, чтобы дать своим детям необходимое; это мужчины и женщины, которые отдали свою жизнь за других людей; это миссионеры, которые отказались от всего, чтобы донести до других евангелие. История “Лепта вдовы” поднимает неловкий вопрос: “А что даю я?”
Пол Фрайлинг пишет:
“Несомненно, бедная женщина даже не подозревала, что кто-то видел, что она отдала и как. Она прожила свою жизнь, и только когда пришла к славе, радушно встреченная самим Божьим Сыном, она узнала, что “Он поцеловал медь ее бедности и превратил ее в золото вечности””.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безраздельный дар Господу начинается с безраздельной отдачи себя. Отмечая жертвенный дар македонцев, Павел писал, что “они отдали себя, во-первых, Господу” (2 Кор. 8:5). Если вы еще не отдали себя Богу в любви, вере и послушании, то пусть вас вдохновит бедная вдова, которая так любила Господа, что никакая жертва не была для нее слишком большой. Задумайтесь над словами, которые мы иногда поем:
Все Иисусу полагаю,
Все Ему я отдаю,
На Его кровь уповаю
И Ему все жертвую...
Все Тебе, Святой Спаситель,
Все я отдаю.