Найти тему

Школьные медали: отменить нельзя оставить

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Работающий со мной преподаватель-иностранец удивился, узнав, что у нас в школах отличникам дают медали за отличную учёбу. Сказал, что в США такого нет. У них учеников с выдающимися способностями поощряют иначе - их включают в "Национальное Почётное Общество" ( National Honour Society, коротко NHS). Стать членами этого общества могут ученики 10, 11 и 12 классов, у которых есть выдающиеся академические и общественные достижения. То есть для этой организации важна не только отличная учёба, но и желание учеников служить и оказывать помощь обществу. Членство в этой организации даёт ученикам право на получение стипендии, которая может частично покрыть расходы на обучение в университете.

В СССР медалью "За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение" стали награждать с 1944 года. Никаких льгот при поступлении для медалистов в СССР не было. Закон РФ "Об образовании" от 1992 года также не предусматривал никаких льгот для медалистов. ВУЗы самостоятельно устанавливали правила приёма медалистов в зависимости от конкурса. Так, в 1994 году, когда я поступала в Лингвистический университет, медалисты сдавали один профильный экзамен вместо трёх. А вот уже в 1996 году приняли федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", который ввел эти самые льготы. И с того самого времени число медалистов, которое в предыдущие годы было стабильным (35 - 45 тысяч человек в год), стало стремительно расти. В 1996 году их было 42 тысячи, а в 2003 году уже почти 87 тысяч. А вот при поступлении только 38% обладателей медалей показывали высокие баллы на собеседовании или профильных испытаниях.

Я поступала в ВУЗ в 1994 году. Сдала экзамены на 39 из 40 баллов и попала в группу с медалистами, которую набирала лучшая преподаватель на курсе. Без медалей в группе было всего 3 человека, включая меня. И "медалисты" показывали абсолютно такие же знания, как абитуриенты без медалей. Когда поступал мой брат, он сдал математику на 100 баллов на экзамене в ВУЗе ( не ЕГЭ). И с этим результатом обогнал всех медалистов, поступающих на эту специальность и сдающих всего один экзамен.

Сейчас наличие медали добавляет баллы к результатам ЕГЭ, от 2 до 10 баллов в зависимости от ВУЗа. В 2022 году количество полученных медалей выросло на 30%, и этот рост даже показался подозрительным для Рособрнадзора. В некоторых ВУЗах конкурс проходил исключительно между медалистами, тем самым закрыв туда дорогу талантливым ребятам без медалей.

Известно, что на медаль школьников начинают "вести" где-то класса с 9-го. Помню, как меня, молодую учительницу, вызвала к себе директор и настоятельно попросила ставить "пятёрки" по английскому двум медалистам. Один из них прекрасно разбирался в математике, физике и информатике, но был слабоват в гуманитарных науках. Но его отчаянно тянули на медаль. Английский язык он знал на "4". Директор рассказывала мне про то, что парень одарённый, воспитывает его одна мама, надо помочь. Я была принципиальная и считала, что всё должно быть по заслугам и справедливости, ставила ему "четвёрки", а завуч стирала в журнале мои оценки, и на их месте появлялись "пятёрки". Мать этого мальчика постоянно бегала в школу, в итоге он получил золотую медаль в 2005 году.

Со мной в классе училась медалистка. Помню, как мы все писали сочинение, а её отдельно пригласили в класс, и когда кто-то из любопытных учеников заглянул туда, оказалось, что учительница по литературе надиктовывает ей сочинение, а она записывает за ней. Эта девочка впоследствие поступила в лингвистический ВУЗ к преподавателю, у которой через год оказалась я ( я поступила со второго раза), и она не смогла учиться в этом ВУЗе, не справилась с нагрузкой и сложностью материала.

У меня есть приятельница, закончившая школу с медалью и ВУЗ с красным дипломом. С этой женщиной абсолютно не о чем поговорить. Невозможно обсудить книгу, исторические факты, она слаба в географии и не говорит на иностранных языках. "Приехав на море, у меня начался период восстановления" - это фраза из её поста в соцсети. Она и правда сильна в математике, но этого недостаточно для медали.

За 23 года работы преподаватедем я видела всего пару-тройку всесторонне одарённых ребят. Таких, которые действительно хороши во всех дисциплинах. Но таких детей единицы. А количество медалистов растёт - парадокс.

Мнения ректоров ВУЗов на тему отмены медалей разделились. Так, ректор МГУ Садовничий считает, что отменять медали неправильно, но нужно бороться с практикой покупки медалей. Проректор Московского института открытого образования, эксперт НФПК по вопросам качества образования Ольга Логинова говорит, что невозможно быть лучшим во всём и предлагает сделать медали по предметам. Кто-то полагает, что за медаль нужно выдавать гранты для поступления в ВУЗ. Лично мне последний вариант кажется наиболее удачным, но опять-таки, как исключить человеческий фактор с личным отношением учителей, договоренностям родителей с администрацией школы? Очевидно, что школы напрямую заинтересованы в количестве медалистов, так как это повышает их рейтинг. По сути, медаль - это зачастую оценка, которую школа ставит себе, а не знаниям ученика, отсюда и такое большое количество медалистов.

Как вы относитесь к медалям и медалистам? Нужно ли что-то менять в правилах получения медалей и поступления для медалистов? Есть ли в вашем окружении медалисты? Делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал! Спасибо за внимание!