Один из читателей моего канала порекомендовал мне прочесть книгу Александра Исаевича Солженицына «200 лет вместе». Это наиболее системное исследование еврейского вопроса в России. Убедившись, что данная книга не запрещена, предлагаю сегодня о ней поговорить. Скажу сразу, книга оказалась очень информативная, читается легко и архинтересная. Я пока не встретил в ней мнения самого автора, он приводит лишь исторические документы. В данной статье я так же не делаю лично своих умозаключений.
Всё, что вы прочтете вне цитат, будет также основано на материалах первой, едва ли не самой большой, главы этой книги. История любого народа всегда интересна. Солженицын пишет:
«Сквозь полвека работы над историей российской революции я множество раз соприкасался с вопросом русско-еврейских взаимоотношений. Они то и дело клином входили в события, в людскую психологию и вызывали накалённые страсти. Я не терял надежды, что найдётся прежде меня автор, кто объёмно и равновесно, обоесторонне осветит нам этот калёный клин. Но чаще встречаем укоры односторонние: либо о вине русских перед евреями, даже об извечной испорченности русского народа, — этого с избытком. Либо, с другой стороны: кто из русских об этой взаимной проблеме писал — то большей частью запальчиво, преклонно, не желая и видеть, что бы зачесть другой стороне в заслугу.
Слишком повышенная горячность сторон — унизительна для обеих.»
Автор во всем прав. Слишком много уделяется именно этому национальному вопросу. Поэтому, есть смысл окунуться в историю еврейской нации. Если верить историку еврейского народа Ю.Д. Бруцкусу, то какая-то часть евреев переселилась на нижнюю Волгу в 724 году и основала там столицу Хазарского каганата, город Итиль. Точнее, это был народ Тюркско-Хазарского ханства на Волге.
Не желая ни мусульманства, чтобы не подчиняться Багдадскому халифату, ни христианству – подальше от опеки Византийского императора, 732 племени перешли в иудейскую религию. Помимо этого, в своё время император Андриан после подавления Бар-Кохбы, переселил евреев в колонию на территории нынешнего Крыма и Таманского полуострова.
В 933 году князь Игорь брал Кафа (Керчь), а уже через 30 лет русичи владели всем нижним Поволжьем. В результате естественной миграции евреи стали оседать в крупных городах Руси и в первую очередь в Киеве. Далее читаем книгу:
«Затем больше столетия евреи интенсивно участвовали в обширной торговой деятельности Киева. «В новых городских стенах (закончены в 1037) имелись Жидовские ворота, к которым примыкал еврейский квартал». Евреи Киева не встречали ограничений или враждебности от князей и даже имели покровительство их, особенно Святополка Изяславича, так как торговля и предпринимательство евреев были выгодны для казны. В 1113, когда, после смерти Святополка, Владимир (будущий Мономах) всё ещё, из совести, колебался занять киевский престол ранее Святославичей, — «мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дом Тысячского... и всех Жидов, бывших в столице под особенным покровительсвом корыстолюбивого Святополка... Причиною Киевского мятежа было, кажется, лихоимство Евреев: вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостию денег, угнетали должников неумеренными ростами». Есть указания, например в «Уставе» Мономаха, что киевские ростовщики брали до 50% годовых.»
Т.е., мы видим первое упоминание о еврейских погромах. Я обращаю внимание, этот народ сохранил свою веру, не подпускал в своё общество иноверцев. Ростовщичество и долговое закабаление других, не из своих кругов, было, своего рода, борьбой с иноверцами. С приходом татар, большинство еврейского населения ушло в Польшу. Опять цитируем книгу:
«В эти века, с XIII по XVIII, в соседней Польше создавалась, росла и укреплялась в своём устойчивом быте крупнейшая еврейская община, которой предстояло основать
массив будущего российского еврейства, к XX веку главной части еврейства мирового. С XVI века происходило «значительное переселение польских и чешских евреев» на Украину, в Белоруссию и в Литву . В XV в. еврейские купцы из польско-литовского государства ещё свободно приезжали и в Москву. Но это изменилось при Иоанне Грозном: въезд еврейским купцам был запрещён. А когда в 1550 польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал»47 , 84они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».»
Петр Первый на словах был против евреев, а на деле никаких действий по этому вопросу не предпринимал. А вот Елизавета Петровна оказалась более решительной. Солженицын пишет:
«Елизавета же, через год по воцарении, издала указ (декабрь 1742): «Во всей нашей империи Жидам жить запрещено; но ныне нам известно учинилось, что оные Жиды ещё в нашей империи, а наипаче в Малороссии под разными видами жительство своё родолжают, от чего не иного какого плода, но токмо яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно, того для повелеваем: из всей нашей империи всех мужеска и женска пола Жидов со всем их имением немедленно выслать за границу и впредь ни для чего не впускать, разве кто из них захоч. И Сенат подал доклад императрице, что «от прошлогоднего указа о недопущении Жидов в империю торговля как в Малороссии, так и в Остзейских областях потерпела большой ущерб, а вместе с тем потерпит и казна от уменьшения пошлин». Императрица положила в ответ резолюцию: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Гессен заключает, что, таким образом, «Россия осталась при Елизавете без евреев». Еврейский же историк С. Дубнов сообщает, что при Елизавете, как «подсчитал один историк-современник... к 1753 году из России было изгнано 35 000 евреев»».
Екатерина Великая отложила рассмотрение данного вопроса на неопределенное время.
«А тем временем подошёл 1772 год, первый раздел Польши, в который Россия возвратила себе Белоруссию — и с массовым 100-тысячным еврейским населением. От этого года надо датировать первое значительное историческое скрещение еврейской и русской судьбы».
Мы видим, что правители Российской империи видели в еврейском купечестве способность ловко обходить торговые законы, тем самым, не приносить государевой казне положенных выплат. Кроме того, уже тогда была известна их способность сплотиться и захватить самые выгодные сферы экономики. При этом, их прочный союз умел подчинить других единоверцев работать (в том числе и негласно) на свой союз, который никому не подчинялся и имел свои связи во всех странах.. А это чревато для государственной безопасности. В других частях рассказа о книге Солженицына «200 лет вместе» я расскажу о необдуманных шагах российских императоров, усугубивших вопрос русско-еврейских отношений.
Продолжение обязательно будет
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал