Найти в Дзене
ПиПси

Старт психолога: как не надо начинать профессиональный путь и где искать клиентов (рабочие варианты по продвижению)?

Если вас привлекает наука психология, и вы мечтаете о практике психолога, то, пожалуй, первое, что вам стоит принять, как данность ─ чужое мнение в вопросах своего профессионального становления не даст вам того, что вы ждете.

Почему? Разве, к примеру, начинающему психологу опыт старшего коллеги не способен принести пользу, задав верный вектор, мотивируя его, «подсвечивая» теневые области в профессии, которые в силу отсутствия опыта ему могут быть пока неизвестны?

Не проще ли учиться на чужих ошибках, чтобы не набить своих шишек?

Не проще.

Как молодой специалист встроит сторонний опыт в свой индивидуальный опыт: где гарантия, что следование чужому совету не будет интроектом, «слиянием» с набором чужих профессиональных (а то и личностных; и не исключено, что ─ не деструктивных) установок?

Вы ─ уникальная личность, с кладезью индивидуальных качеств, со своим анамнезом, навыками, опытом и с неповторимым их сочетанием.
И тогда как история становления рандомного психолога может помочь что-то определить для вас, если вы ─ не он? Его опыт ─ не ваш опыт.
Да, мы все живем в обществе, и потому, так или иначе, являемся свидетелями успехов/провалов других. Это тоже расширяет наш багаж знаний, картину мира. Но одно дело ─ наблюдать и делать выводы, и совсем другое ─
слепо следовать тому, что видишь, словно, единственному значимому примеру, не пытаясь исследовать иные варианты активности.

Не стоит есть манную кашу вилкой только лишь потому, что кто-то вилку успешно использует. Ведь этот «кто-то» ест ей совсем не кашу, а макароны =)
Его «макароны» ─ не ваша «каша».



У каждого ─ своя дорога в эту профессию. Свой старт.
Свои риски выгорания, как и возможности для развития.
Если некий психолог отлично справляется с определенным набором инструментария и выстраивает хорошую, полезную, выгодную практику, то это вовсе не значит, что тот же самый инструментарий подойдет и вам.

Чужой опыт тут может быть скорее помехой, нежели искомой опорой, поэтому не стоит на него ориентироваться, как на обязательный источник нужных знаний и умений.

Только свои собственные выборы и решения могут давать искомый результат. И не всегда процесс идет так быстро, как хотелось бы.
Но именно из них ─ из личных выборов, на мой взгляд, постепенно и выстраивается дорога в интересную психологическую практику (у каждого специалиста ─ по-своему, что и ценно!), а не из того, как это делают другие.

«Донашивать» идеи за кем-либо ─ не лучший способ обрести свой профессиональный комфорт. Скорее это способ отказа от себя. От себя-Настоящего; от раскрытия своего потенциала.
Клиенты обращается за помощью к тому психологу, к которому ощущают достаточною степень доверия; к тому, который им в чем-то личностно, по-человечески близок. А когда специалист пытается быть кем-то, но только не собой, это интуитивно считывается и отталкивает (включая и клиентов), как любой суррогат.

Личная терапия и
супервизия, забота о ресурсивности ─ вот, что обязательно для практикующего психолога.
Это часть его профессиональной гигиены.

Также важно понимать, что если клиент в разных других сферах услуг «голосует» за то, что ему нравится/помогает/дает результат, как деньгами, так и активной «ротацией» по «сарафанному радио», то у клиента психолога такая «ротация» не особо популярна, потому что те, кто проходят психологическую терапию, обычно не горят желанием распространяться о своих весьма деликатных проблемах, которые им удалось решить при поддержке специалиста, среди знакомых и родни.
Эту особенность определяет деликатность проблематики ─ никто не любит выносить сор из избы. А рекламируя знакомому своего специалиста, не всегда получается игнорировать его любопытство касательно темы, с которой самому пришлось обращаться к этому психологу.
Психолог ─ не врач, и работает он не с телом ─ психолог занимается еще более «интимной» практикой, чем уролог, гинеколог или проктолог вместе взятые; он работает с человеческой душой.
Не каждый клиент осмелится рассказать о специфике работы со своими «душевными болями» даже близкому окружению.

К тому же, это, действительно,
не всегда безопасно для клиента в силу риска его ретравматизации из-за невозможности контролировать стороннюю реакцию на его рассказы о том, что он прожил в психологическом кабинете, в чем именно он нуждался от психолога: люди ─ разные, и не все могут корректно выражать свое мнение в ответ на услышанное; а некорректное мнение может ранить, активируя порой то (травмы и сложные переживания из прошлого/детства), на что клиент тратит свои силы, реализуя свою терапию (в процессе терапии человек уязвим, так как защитные механизмы психики ослабевают, открывая доступ к первопричинам проблемы).

Большинство людей, прошедших терапию, стараются сохранять конфиденциальность.

К таким особенностям профессии стоит быть готовым. А к каким еще?

Готовность к специфике профессии

Психолог, действительно, своеобразная специальность.
Дело, во многом отличающееся от других помогающих профессий, как минимум, спецификой своей этики и
привилегией для клиента, «которой нет нигде в жизни: чувствовать и представлять, все, что он хочет, не опасаясь последствий», как говорил аналитический психолог Йорам Кауфман.

Это круто, да. Но это не всем подходит. И, принимая решение об обучении на психолога, стоит заранее познакомиться с Этическим кодексом и нюансами работы, которые могут ограничивать специалиста при выборе методов своей практики и самопозиционирования в профессиональной среде, а также в среде потенциальных клиентов.

Какие существуют требования к статусу «хорошего психолога»? И существуют ли они?

Сочетание личностных качеств и профессиональных качеств у конкретного психолога + его опыт, как личности (на свой житейский опыт опираться в работе ─ дело недопустимое, да, но вот глубины понимания Другого и «опций» с годами становится, все-таки, больше; а кто-то вообще называет психологию «профессией второй половины жизни», но тут можно еще спорить...) всегда дают уникальный результат.
Именно ─ уникальный, а не гарантированно отличный.
Нет рецептов «хорошести психолога».
Можно на 5+ соблюдать проф этику, постоянно развиваться, вкладывать в себя силы, быть просто хорошим человеком… но ужасным психологом.
Так бывает.

Поэтому здесь не может быть универсальных подсказок о том, как стать классным специалистом, как реализовать
психологические услуги с гарантированной пользой и для себя, и других.

Но опираясь сугубо на себя в вопросе профессионального развития, а не на мнение коллег, не на сторонний опыт, психолог создает плодотворную почву для укрепления своей личностной зрелости. А она одновременно является и базовой профессиональной «опцией». Человек с инфантильным мировоззрением не может дать качественную поддержку другому. Лишь потому, что он сам в ней нуждается.
И инфантильность ─ не категория возраста.
Можно в 60+ быть неосознанным и фрагментарно личностно неразвитым ─ какая-то часть личности человека будет наждаться в условном «опекуне», в опорах от него.
Такой психолог несет не пользу, а вред.

По этой причине, наверное, можно выделить личностная зрелость психолога, как обязательную основу, из которой может начать расти профессиональная «ветка» в структуре его Я.

Какое продвижение услуг выбрать психологу?

Сейчас уйма способов продвижения своей практики.
Но
важно, чтобы выбранный вариант не нес информационной угрозы клиентам, не создавал риска ятрогении, сохранял анонимность и конфиденциальность, которые клиент всегда вправе требовать от специалиста.

Выбор тут зависит и от того, как (кем) именно вы собираетесь работать, на кого вы собираетесь пойти учиться (на какую специальность/
проф стандарт психолога):

· частный офлайн/локальный кабинет (местная реклама всех видов тут может дать результат; как вариант ─ подача объявления в бесплатную муниципальную газету);

· в коллективе медицинского/психологического/реабилитационного/кризисного центров (об этом, как правило, заботится администрация самого центра, забирая на себя коммерческие расходы при продвижении своих специалистов; это в ее интересах ибо специалист им отдает большую часть своей выручки от консультаций);

· в государственном учреждении (здесь реклама вам вообще не потребуется ─ у вас будет стабильная з/п, а вашими клиентами будет поток пациентов ПНД/поликлиники, если будете работать в медицинском учреждении клиническим психологом; или клиентами станут учащиеся, их родители, коллеги, если работать будете в образовательном учреждении педагогом-психологом и/или др.);

· онлайн практика (нужен сайт, очень желательно не сайт-визитка, а площадка с возможностью вести личный блог и реализовывать SEO-продвижение, и всякие бесплатные тильды-шмильды, винксы-финсы тут не подойдут, у них нет инструментария для полноценного продвижения; если с сайтом сложно работать/нет достаточных средств на его обслуживание, ведь даже хорошее доменное имея стоит немалых денег, то SMM с хорошо настроенным таргетингом ─ неплохой старт, соц сети могут вам в этом помочь).

Вместо заключения

Если прочитав этот материал, у вас возникала мысль из серии ─ «О, вот этом мне подходит ─ так и сделаю!», вернитесь, пожалуйста, в начало данной статьи, к самому первому предложению … =)

Успехов!