У глобальной психологизации общества есть своя «побочка» – «достается» всем: как не связанным с психологией людям (потенциальным клиентам), так и самим психологам.
Но обо всем – по порядку.
Психологизация, как интеграция науки в разные профессии
Что же это за «зверь» такой – психологизация?
Это процесс интеграции науки психологии в разные другие профессии, области (например, в педагогику, маркетинг, социологию, экономику, разнообразные технические науки, даже в военную науку и другие).
Цель данной интеграции психологии – помощь отраслям в решении их частных задач.
То есть это то, когда определенные психологические знания могут помогать решать разные вопросы в других областях.
Самый простой и популярный пример, который знаком всем – психологизация педагогики, когда преподаватели подходят к работе с учащихся, учитывая их индивидуальные особенности (допустим, их темперамент, акцентуации и прочее); плюс наличие надлежащей специальности и, соответственно, ставки «Педагог-психолог» в общеобразовательных учреждениях.
Вроде бы полезный процесс, не так ли? Психология учит понимать механизмы поведения человека. Разве, хотя бы, ради этого, она не полезна в сферах деятельности системы «человек-человек»?
На самом деле тут не все так просто, как может показаться сначала.
Плюсы психологизации есть, и они значимые, конечно же.
Но есть и другой взгляд на процесс.
Еще в прошлом столетии выдающийся психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук и профессор Петр Яковлевич Гальперин считал, что не имеющая законного оправдания психологизация разных явлений, которые изначально принадлежат к другим сферам, может быть пагубна.
Вот, как он высказывался по этому вопросу:
«В результате такого смешения объяснение психологических явлений ищут вне психологии, а объяснение непсихологических явлений – в психологии. В обоих случаях этим явлениям даются ложные объяснения, а усилия понять их и овладеть ими или устранить нежелательные явления направляются по неверному пути».
Что у нас получается?
А получается то, что психологическая наука, согласно подобным взглядам со стороны представителей профессии, уникальна и должна быть автономна в плане таких важных, неоднозначных вопросов, как: «Что есть человек?», «Что есть душа человека (психе)?», «Может ли (и как) он себя изменить?» и другие.
Не подлежит это интеграции без потери качества функционала профессии.
То есть нельзя просто так брать и «присобачивать» психологию ко всему подряд, если просто очень хочется понять глубже человеческую суть в рамках того или иного труда.
Это неправильно. Неэтично. По отношению, в первую очередь, к самой психологии, потому что в процессе такого «присобачивания» нередко теряется корневая цель самой науки – познание психического во всех его проявлениях в нашей жизни.
Потому что вместо этого при интеграции психологии с другими сферами часто идет ее упрощение, сжатие функционала до минимума или его искажение под влиянием специфики деятельности, к которой психология была присоединена.
Для наглядности приведу пример с педагогикой.
Школьный психолог (гипотетический, как и сам пример), выполняя поручения руководства, не соответствующие основным задачам его профессии, искажает уникальный функционал психологии.
Случается, что психологи в школах ведут физ-ру, ОБЖ, проводят экскурсии с детьми и делают всякое такое, что делать им не надо, а то, что, как раз, надо, не делают.
Не потому, что они плохие психологи, а потому что функция профессии (особенно ее часть, касающаяся именно психологии) деформировалась за время существования такой ставки в образовательной системе.
Факторов, влияющих на подобную «инвалидацию» задач профессии в приведенном примере, может быть предостаточно: от отсутствия поверок качества выполнения работы специалиста до «навешивания» завучами школ огромного количества ненадлежащих задач на психолога.
Отсюда и низкий уровень качества психологического сопровождения учащихся, родителей, педагогов и всего процесса обучения. Поэтому, когда участникам образовательного процесса требуется психологическая помощь, они, как правило, обращаются к стороннему специалисту, игнорируя профессиональные услуги того, который работает в школе/колледже.
Тем не менее, внедрение психологии, то там, то тут, вполне понятно и хорошо объяснимо. Оно было и до сих пор обусловлено желанием «управляющих должностей» повышать эффективность труда.
Но это желание не должно заслонять ценность человеческого фактора и разрушать цельность науки.
Поэтому интегрируя психологию в какую-нибудь очередную «непсихологическую» сферу деятельности, нужно взвешивать все «за» и «против». Объективно и по-честному.
Это одна сторона вопроса психологизации.
Есть и другая.
Психологизация, как интеграция науки в повседневность, в жизнь людей
Здесь речь идет уже о психологизации, как о внедрении психологических знаний в обыденность – в нашу с вами жизнь, в каждый ее день. Поэтому правильней будет называть такую психологизацию – популяризацией психологии.
Как это понимать?
Это значит, что каждый человек, может сейчас зайти в магазин, купить книжку психологической тематики для «непсихологов» (их сейчас пруд-пруди) и «напитать» себя знаниями, которые потом можно применять на практике с целью улучшения качества своей жизни.
Теоретически.
Это же супер, да? Если человек может оказать качественную психологическую самопомощь без риска нанесения вредя себе и окружающим, это, и правда, очень классно.
И почти нереально.
Кто-то из тех, кто дочитал сейчас материал до этого момента, скажет: «Да, перестань! Я и многие мои знакомые, не являясь психологами, частенько применяем на практике всякие психологические штуки, о которых пишут журналы и о которых рассказывают блогеры. И норм, работает даже».
И тут не поспоришь.
Или поспоришь?
Неправильная психологическая самопомощь: одна из «побочек» популяризации психологии
Тут важно обозначить, что именно следует понимать под «вредом» от психологической самопомощи (оказываемой «непсихологами»):
- Изменения своего психологического/физического состояния в худшую сторону.
- Изменение психологического/физического состояния другого человека в худшую сторону с помощью полученных и используемых самостоятельным путем психологических знаний.
- Отсутствие любого изменения.
Все три пункта есть вред.
Если с первыми двумя пунктами все ясно, то третий пункт стоит пояснить.
Когда человек попробовал выполнить какое-нибудь упражнение психологическое сам, или когда технику ту или иную опробовал на своем друге, но эффекта никто никакого не почувствовал, это не значит, что эффекта, действительно, нет.
Эффект может быть, и быть сильным, но просто незаметным для вас. Такое бывает, когда нет нужных знаний и практики.
Вот, как и когда, это обычно происходит.
Самостоятельные «игры» с нейролингвистическим программированием (НЛП) или с методами трансперсональной психотерапии (например, «Холотропное дыхание» Станислава Грофа) не всегда сразу приводят к ярким, выраженным негативным последствиям.
Результатами могут быть «бомбочки» замедленного действия, например, в виде непреднамеренно сформированных скрытых установок, «якорей», или в виде проникновения в сознание чего-то травмирующего из бессознательной части (без вашей готовности к такой «встрече» – это может и напугать, и вызвать неадекватную реакцию и прочее).
Запомните, что столкновение с любыми бессознательными структурами без подготовки, без контроля со стороны квалифицированного, опытного специалиста, недопустимо. Никогда.
В противном случае вы можете нанести себе еще большую травму, чем та, которая была ранее; усугубить свое состояние.
Вы скажете: «Но ведь книжки с подобными практиками – в свободной продаже. Значит, автор отвечает за последствия. Он все предусмотрел…».
Нет, не все, а может и вовсе – ничего он не предусмотрел. Автор, даже являясь, дипломированным специалистом, может легко при этом быть просто некомпетентным психологом.
Ятрогения, как была в мире, так и продолжает цвести в нем пышным цветом.
К тому же, маркетинг, есть маркетинг – все, что хорошо продается, не обязано быть безвредным или качественным.
Фастфуд вредный, но продается на ура, а продвигающие его компании – богатейшие в мире империи.
Соответственно, не все, то золото, что напечатано на бумаге.
Если вы адекватный, зрелый личностно человек, то вы, наверняка, заметили, что нормальные (и при этом весьма успешные) спецы не пишут в своих книгах сложные методики для «непсихологов», требующие от человека погружения в измененное состояние. Так как ни один здравомыслящий человек не будет брать на себя ответственность за возможные риски при этом – при выполнении без специалиста присутствует очень высокая вероятность навредить себе.
Если вы оказались среди тех счастливцев, кто держал подобные книги в руках, то возможно, это был просто практикум для студента-психолога, или сугубо профессиональная литература – такое тоже можно встретить в книжном на полке «Помоги себе сам». Бывает.
Профессионалы из числа популяризаторов психологии обходятся либо вообще без упоминания в своих работах каких-либо практических методов для самостоятельного выполнения, либо указывают те простые и эффективные упражнения, которые, априори, безопасны и проверены годами практики.
Есть еще один аргумент в пользу того, что даже отсутствие любого явного изменения состояния при оказании психологической самопомощи – тоже вред.
Когда вы, опираясь на тот или иной инструктаж психологической самопомощи, надеетесь на результат, рассчитываете на сдвиг с мертвой точки, а получаете в итоге ноль от бублика, вы не просто тратите свое время зря, вы упускаете драгоценную возможность вовремя начать действовать для скорейшего решения проблемы.
Допустим, вы читаете книгу (гипотетическую) про то, как стать счастливым за 5 дней, и уже начали параллельно выполнять странноватые и непростые упражнения оттуда. Выполняете их на свой страх и риск, ждете, что сейчас начнется счастье, но оно не начинается ни на 5-ый, ни на 6-ой день – качественных изменений все нет, и нет, даже супятся неделю. Две. Месяц.
И не будет.
А ведь сделав выбор в пользу психологической консультации (тем более, сейчас даже для записи к психологу не нужно выбирать время – доступен формат онлайн; по переписке, например), могли бы уже увидеть качественные изменения на пути к решению вопроса.
Вот, о таком вреде я говорю, когда говорю о безрассудной вере в то, что «все мы немножко психологи».
Это не так.
Я почти уверена, что этими словами вымощена дорожка, сами знаете куда.
Но и это не самое ужасное в популяризации психологии в обществе.
Есть кое-что похлеще.
«Психолог без диплома, но с жизненным опытом»: несмешной анекдот
Есть в психологии такая любопытная вещь, как эффект Даннинга–Крюгера. Вы с ним 100%, хоть разочек, но сталкивались в жизни, потому что он распространен: он встречается и на лестничной клетке – у соседки-зазнайки, и в офисе – за столом босса, и в очереди за хлебушком. Везде.
А выражается он, когда люди с не очень широким кругозором или низким уровнем IQ не понимают своих особенностей, и, несмотря на примитивность/ошибочность/глупость своих суждений, считают себя эрудитами, интеллектуалами или безумно талантливыми.
С такими людьми тяжело жить в одной семье и не менее трудно сотрудничать. Они всегда уверены на 100% в своей правоте, даже если несут абсолютную чушь.
Данный эффект – не болезнь. Это метакогнитивное искажение, когда при низком уровне квалификации человек делает ошибочные выводы, принимает неверные решения и при этом не может осознать свои ошибки в силу низкого уровня подготовки/осведомленности.
Эффект не является признаком каких-то серьезных нарушений, а скорее может восприниматься, как чрезмерно выраженная, устойчивая черта личности человека.
Яркий пример эффекта в истории – Флоренс Фостер Дженкинс – американская пианистка и певица (сопрано), одна из самых первых представительниц «маргинальной музыки», ставшая известной, благодаря полному отсутствию музыкального слуха, чувства ритма и певческого таланта. Несмотря на это, саму себя она считала непревзойденно талантливой певицей.
Кстати, в 2016 году вышел хороший фильм, посвященный этой женщине, главную роль в котором сыграла потрясающая Мерил Стрип.
Зачем я рассказала про этот эффект?
А к тому, что повсеместная популяризация психологии привела не только к востребованнности психологических знаний среди «непсихологов» (возможные последствия мы разобрали выше), но и к оказанию психологических услуг непрофильными специалистами. То есть некоторым «непсихологам» надоело экспериментировать с психологией дома, и они решили выходить со своими экспериментами «на поля», чтобы денежку за свой труд начать получать.
Их нетрудно найти на любых онлайн площадках, где люди создают объявления продажи вещей/услуг и т.д.
Наряду с объявлениями дипломированных специалистов, эти товарищи обычно сильно не «заморачиваются» с описанием того, что предлагают, а когда «заморачиваются», то объявление превращается в анекдот.
«Психолог-друг на час», «Психолог-собутыльник», «Жизненный консультант», «Психолог без диплома, но с опытом», «Женский друг» и прочая «прелесть» плодится сейчас с невероятной скоростью в сети.
Вот, какие я нашла примерчики. Огонь, а не психологи!
Выбирала из того, что «всплыло» по запросу, то есть наобум. А если покопаться, наверняка, найдутся и интереснее варианты.
Любопытно то, что для них отсутствие права на оказание психологических услуг – ерунда, никого ничего не смущает.
Полюбуйтесь (это не шутки ради, а ради справедливости и предостережения).
И смех и грех.
Все было бы очень забавно, если бы не было так страшно.
Эти люди не могут и не должны позиционировать себя психологами. Это опасно.
Просто представляете, что будет, если к одному из таких «специалистов» обратится кто-то не ради поболтать, посоветоваться (так эти люди обычно воспринимают суть психологии), а человек с серьезной травмой или тот, кто, буквально, на грани – допустим, суицидальное поведение, клиническая депрессия. Да, это в первую очередь клиенты психиатра/психотерапевта, но помощь психолога в рамках комплексной работы (при медикаментозной терапии) здесь также допустима – психологическое вспомогание, сопровождение. А в критическом состоянии человек может не обратить внимания на детали, к сожалению, и просто, увидев в заголовке объявления слово «Психолог», обратиться за помощью.
Представляете, что может тогда случиться?
А если что-то пойдет не так, и человек, возомнивший себя психологом, играющий в спеца, возьмет и непреднамеренно усугубит состояние к нему обратившегося.
Что тогда делать?
Кому потом все это расхлебывать?
Нам – самым обычным, скучным психологам с дипломами и без собутыльников – нам потом приводить людей в себя, исправляя ошибки «экспериментов» и результаты подобной «психологической помощи».
Казалось бы, чего нам, психологам, переживать, ведь это – новые клиенты, радоваться же надо. Заработок.
Но нет.
Как-то, знаете, совсем не до радости, когда работаешь с тем, чего, вообще, не должно было у человека происходить, случаться, если бы он не нарвался на «специалиста без диплома, с опытом».
Ждать и догонять, говорят, хуже нет.
И исправлять чужие ошибки тоже, та еще, задача.
Переучивать сложнее, чем учить.
Причем, обеим сторонам.
Вот это, вот, и есть самый настоящий эффект Даннинга–Крюгера.
В широких масштабах.
Такие люди, почему-то, думают, что психология – это про давать советы, про «ковыряться» в личном и про учить других, как надо жить (да еще и денежку за это получать).
Красота! Профессия мечты. Дайте две.
И это не только в психологии на сегодняшний день происходит. Это уже, какая-то, закрепившаяся тенденция нашего времени.
Невежество не страдает самокритикой. А популяризация всего подряд наряду с доступностью разных профессиональных инструментов, материалов (у психолога – это знания о психике и ее закономерностях, у фотографа – фотоаппарат и т.д.) приводит к тому, что растет число некомпетентных самоучек.
Они не хотят учиться, не понимают, что мат часть в любом деле крайне важна. Не признают, что несут ответственность за дилетантство.
А при попытке сказать им, что они не правы (даже конструктивно, мягко), они уходят либо в перенос, либо в отрицание, либо в агрессию.
Такие люди убеждены, что, допустим, купив фотоаппарат, арендовав локацию и собрав заказы на съемку, они уже фотографы.
Умение выстраивать кадр, ставить свет (или диплом психолога)?
Не, не слышал.
И так сойдет.
Человек со скрипкой в руках – еще не скрипач.
Человек с головой между ушей – еще не психолог.
Кто знает, может, скоро будут появляться и такие объявления:
«Хирург без диплома, но с большим жизненным опытом».
Страшно?
Вот, и с этими «психологами» также, только вместо тела – сознание, психика.
Душа.
Будьте здоровы и счастливы.
__________
Друзья, подписывайтесь на мой канал, присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK, где вы можете записаться ко мне на онлайн-консультацию, задать вопрос и быть в курсе нескучной, полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
Чем больше ваших лайков и подписок, тем больше будет любопытного!
Приятного всем вечера и радостного нового дня.
__________