Хочу в отпуск. И так, чтобы рядом небыло ни души. Чтобы никто не дергал, не доставал вопросами, – такое пожелание от педагогов часто приходится слышать к концу учебного года.
И это правильно! Интуитивно люди чувствуют, чего они хотят на самом деле.
Хотя многие из тех, кто высказывают окружающим свои пожелания об отпуске в формате «Робинзон Крузо», часто сталкиваются с непониманием:
– Да ты же взвоешь от тоски на третий день!
– Никаких воспоминаний от такого отпуска не останется!
Но мечтать уйти в отпуск так, чтобы никого не видеть и не слышать – это нормально для педагога. Этому есть научное объяснение в психологии.
***
В средине прошлого века было проведено немало исследований в психологии труда. Изучались условия для оптимальной продолжительной работоспособности и эффективного, восстановительного отдыха.
Не нужно быть ученым, чтобы понять, что антонимом к слову «работа» – является слово «отдых». Но было научно доказано, что на отдыхе должны быть созданы условия, которые действительно противоположны условиям на работе.
К тому времени профессии были уже условно разделены на 5 категорий, по принципу взаимодействия:
1. «человек-человек» – педагоги, врачи, продавцы, артисты, юристы – люди, которые по долгу службы тесно общаются с другими людьми;
2. «человек-техника» – строители, монтажники, инженеры, слесари, крановщики, водители;
3. «человек-знаковая система» – корректоры, переводчики, программисты, экономисты, бугалтеры, работники IT-сферы;
4. «человек-художественный образ» – художники, модельеры, композиторы, реставраторы, дизайнеры;
5. «человек-природа» – геологи, садовники, лесничие, зоотехники, овощеводы.
Получается, что для качественного отдыха, второй компонент из категории вашей профессии должен быть заменен на категорию из другой серии.
Исследователи отметили, что педагоги чаще выбирали отдых и хобби из категорий «природа», «художественный образ». Люди технических, знаковых профессий тянулись на отдыхе к людям, природе.
В семьях, порой супруги спорят – муж-бухгалтер хочет провести отпуск в шумной компании друзей, а жена-учитель – в уединенном домике у моря или на даче. А ведь причин для спора нет. Важно просто понять, что разный род занятий требует разного отдыха.
Здесь – либо искать компромиссы (например, оба будут не против посещения музеев, парков), либо часть отпуска проводить отдельно, кому как понравится.
Помимо категории профессии, на выбор отдыха влияют и личностные характеристики: темперамент, возраст. Но если вам действительно хочется уединенного отдыха – позвольте себе восстановить ресурсы, как того душа просит.
Счастливого вам лета, дающего много сил! Ваш Психолог из детсада!
Какие планы на отпуск? Как любите отдыхать, дорогие читатели?
Еще психологическая информация для педагогов: