Синдром эмоционального выгорания – включающий в себя умаление личностных достижений, эмоциональное истощение и обезличивание окружающих, как отдельное понятие стал фигурировать в психологии с 70-х годов прошлого века.
Синдром был открыт благодаря дотошности сотрудников одной американской частной компании по найму персонала.
Компания занималась обучением и трудоустройством педагогов, гувернеров, нянь. Фирма щепетильно относилась к своей репутации и подбирала добросовестных, ответственных работников.
Однако через несколько лет в компанию стала поступать все больше жалоб, что нанятые сотрудники в неполной мере выполняют свои обязанности, часто грубят, и не стремятся исправиться.
В компании были объективные данные о том, что при найме на работу эти люди показывали себя с высокой профессиональной позиции. Руководство решило разобраться, в чем дело. Что же так повлияло на изменение мотивации сотрудников?
Один из нанятых для решения этого вопроса психологов, после беседы с работниками, произнес:
– Они просто выгорели. Общаться с работодателями на прежнем уровне уже вряд ли смогут.
Так родилось определение для синдрома эмоциональной выгораемости. Впервые официально его употребил в своих работах американский психиатр Г. Фрейденбергер.
Проблема стала прорабатываться все глубже. Было установлено, что синдрому подвержены не только педагоги, работающие в частной сфере. Усталость, безразличие, апатию, избегания коммуникативных контактов демонстрировали врачи, сотрудники образовательных учреждений, эстрадные артисты, продавцы. То есть категории профессий, которые по роду службы должны тесно общаться с людьми.
В стремление решить проблему эмоциональной выгораемости, психологи выработали массу рекомендаций и практических упражнений. Они касались:
- соблюдение режима труда и отдыха,
- умения расслабляться и релаксировать,
- правил делового общения,
- установки личностных границ,
- целеполагания и расстановки приоритетов.
Но главный прием, позволяющий не сгореть профессии – это определение смысла «для чего».
Наблюдательные психологи отметили, что люди верующие, признающие существование высших смыслов доброты и гармонии, искренне рассматривающие свою работу как служение верховным законам мироздания, были почти не подвержены эмоциональному и коммуникативному выгоранию.
Эти люди небыли оторванными от жизни идеалистами (идеалисты, кстати, как раз наоборот выгорали гораздо быстрее). Они понимали и принимали все объективные реалии жизни. Но свою профессию считали частью важной миссии, которая далеко не всегда зависит от реалий.
Эти люди не всегда делали карьеру, но были достаточно требовательны к условиям своего труда. Ведь иначе миссию врача, педагога, артиста в полной мере реализовать не получится.
В какой-то период словом «миссия» стали спекулировать в западном обществе. «Миссии» появились у политических партий, военных, корпораций. Это слово стало мелькать в слоганах рекламных компаний.
При найме на работу сотрудникам старались внушать, что у них есть некая миссия.
В какой-то степени это сработало. Однако, специалисты в области психологии отмечают, что у подлинных приверженцев своего дела, понимание значимости своей профессии закладывается ещё детстве. В период между 5-ю и 12-ти годами.
Такие люди могут остаться верными своему делу на протяжении всей жизни. И что такое эмоциональное выгорание – они не знают. Или научились с ним эффективно бороться.