Начальники хамят в двух случаях:
-Когда им кажется, что так они быстрее донесут свои пожелания до подчинённых.
-Когда им хочется сбросить свои эмоции на кого-то.
И то, и другое в русском языке называется «плохое воспитание». Я бы назвала это даже не плохим, а нефункциональным воспитанием. Нефункциональным потому, что человек выбирает наихудший из возможных способ достижения своих целей.
Ведь если вы используете крик и хамство, это гораздо быстрее приведёт к тому, что вас будут считать неуравновешенным человеком со странностями, нежели к четкому и точному выполнению ваших поручений.
А скольких начальников, любящих срывать свои эмоции на подчинённых, в кулуарах пренебрежительно обзывают «неуравновешенными истеричками»?
И если вы оказались в подчинении у такого человека, вам увы, придётся «доучивать» его
А именно, разными способами показывать ему нелепость его поведения.
Хорошая новость!
Делать это можно вежливо и нежно.
Ловите алгоритм взаимодействия с таким человеком:
В первую очередь, всегда необходимо дождаться окончания его «выступления».
Для этого вам нужно всего лишь:
-дышать
-молчать
-не смотреть человеку прямо в глаза. Лучше в район шеи (так вам будет легче)
После того, как он умолкнет и скорее всего, завершит своё выступление фразами:
-Идите и делайте!
-Вы меня поняли?
-Есть вопросы?!
Вы отвечаете: «Иван Сергеич (Марья Иванна), извините меня, я ничего не понял. Я не могу к сожалению, концентрироваться, когда на меня кричат.
Не могли бы вы объяснить мне спокойным тоном?
Или:
Да, вопросов много. Но можно я вам в письменном виде задам, а вы мне ответите, потому что сейчас я ничего не понял?
Или:
Извините, а что делать? Не могли бы вы спокойно объяснить?
Цель проста - начальник должен усвоить, что крича на вас, он вам ничего не объяснит.
Кроме того, ВСЕГДА необходимо показывать человеку своё неприятие подобного поведения.
Но!
Совершенно бесполезно делать это, когда он на взводе.
Лучше всего молча выслушать его и уйти.
Либо сказать: мне нужно это переварить, отвечу позже.
И уже когда человек успокоится, подойти к нему, напомнить о ситуации и вежливо попросить больше так не делать.
Не делать, потому что:
-«мое отношение к вам ухудшается» (да, да, именно такая фраза!)
-«моя мотивация хорошо работать падает»
-«мое настроение очень портится, и я долго не могу восстановиться потом, и это влияет на мою производительность».
Вообще, вежливая негативная обратная связь - мощное оружие против любого хама.
Но использовать его нужно в правильное время (когда начальник успокоится) и в правильном месте (наедине).
Лучше всего - дождаться, пока он остынет (это час-два или следующий день) и попросить о разговоре.
Эти советы могут не работать в двух случаях:
-Если на протяжении долгого времени вы никак не пытались пресечь хамство своего руководителя и терпели это.
-Если на ваши попытки пресечь подобное поведение человек реагирует новой вспышкой агрессии.
И в том, и другом случае лучше задуматься о смене работы.
И отдельное замечание для руководителей:
Если вы чувствуете, что определённые люди (не все!) постоянно провоцируют вас на выражение агрессии, сильно злят, раздражают, лучше расставайтесь с ними.
Возможно, вы просто категорически не подходите друг другу, а возможно, ваши подчиненные - мастера изощренной пассивной агрессии.
Главное правило - не нужно терпеть хамство, но и не стоит терпеть провокации.
Создавайте себе спокойный мир сами - это вполне по силам каждому из нас .
Берегите себя и свои нервы!