Найти тему
Военобзор

Bell 360 Invictus – один из вариантов "вертолёта будущего" для армии США

Вертолёты AH-1 Super Cobra Корпуса морской пехоты США. Фото: commons.wikimedia.org
Вертолёты AH-1 Super Cobra Корпуса морской пехоты США. Фото: commons.wikimedia.org

В настоящее время основным ударным вертолётом американской армии является AH-64 Apache, принятый на вооружение в 1984 году. Помимо него есть ещё AH-1 Super Cobra. Этот ветеран войны во Вьетнаме до сих пор стоит на вооружении вертолётных эскадрилий Корпуса морской пехоты США. Оба вертолёта достаточно хороши и неплохо зарекомендовали себя в ходе многочисленных военных конфликтов последних десятилетий, в которых принимала участие Америка.

OH-58 Kiowa армии США, 2016 год. Фото: wikipedia.org
OH-58 Kiowa армии США, 2016 год. Фото: wikipedia.org

Основным разведывательным вертолётом армии США до недавнего времени оставался лёгкий одномоторный OH-58 Kiowa фирмы Bell, принятый на вооружение в далёком 1969 году. Винтокрылые машины данного типа используются для наблюдения, вспомогательных операций и непосредственной огневой поддержки войск. "Кайовы" остаются актуальными до сих пор. Но этом пока. Но всему хорошему рано или поздно приходит логический конец. Даже самая совершенная техника имеет свойство устаревать как физически, так и морально. Рано или поздно и ей требуется  альтернатива. В составе американской армии вертолёт данного типа совершил свой последний полёт в 2017 году.

В 2018 американская армия инициировала программу FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Как понятно из расшифровки аббревиатуры, речь идёт о разработке нового разведывательно-ударного вертолёта для армии США. Тогда причем здесь вертолёты непосредственной огневой поддержки?

Перспективный вертолёт Sikorsky Raider X. Изображение: lockheedmartin.com
Перспективный вертолёт Sikorsky Raider X. Изображение: lockheedmartin.com

Дело в том, что в настоящее время в рамках программы конкурируют всего два перспективных вертолёта (оба ещё не поднялись в воздух): Sikorsky Raider X и Bell 360 Invictus. Внешний облик последнего подсказывает, что именно он запросто может заменить в армии США не только разведывательные "Кайовы", но и "Супер Кобры", которым достаточно много лет. Bell 360 Invictus – один из вариантов "вертолёта будущего" для армии США.

Профильное авиационное издание Flug Revue посвятило материал перспективному Invictus. Информация опубликована со ссылкой на новый видеоролик компании Bell, в котором представлен пока нелетающий прототип вертолёта. Авторы издания справедливо отметили, что изделие компании смотрится достаточно скучно по сравнению с достаточно футуристичным проектом конкурентов из фирмы Sikorsky – вертолётом Raider X. В то время как продукт фирмы "Сикорский" имеет соосную схему и оснащён дополнительным толкающим винтом для увеличения скоростных характеристик, вертолёт от "Белл" имеет традиционную схему с одним несущим и одним рулевым винтами.

По мнению авторов, такая консервативная схема связана с тем, что компания "Белл" стремится предложить заказчикам из армии США наиболее доступное, наименее сложное и наименее рискованной среди потенциальных конфигураций FARA.

Прототип вертолёта, который собирается на заводе фирмы "Белл" в техасском городе Амарилло имеет традиционную кабину с тандемным расположением экипажа, убирающиеся шасси, подвижную трехствольную 20-мм пушечную установку XM915 в носовой части фюзеляжа и коротки консоли крыла. Все вооружение размещено во внутренних отсеках фюзеляжа, а не под плоскостями. При этом особо отмечено, что внутреннее расположение вооружения никак не обусловлено требованиями малозаметности! Вооружение спрятали лишь для того, чтобы достичь одного из главных требований программы FARA, а именно достижения крейсерской скорости будущего вертолёта в 333 км/ч.

Bell 360 Invictus. Изображение: скриншот из видео / bellflight.com
Bell 360 Invictus. Изображение: скриншот из видео / bellflight.com

Здесь необходимо отметить ещё один немаловажный факт, который не указали немецкие специалисты. Вероятно, именно погоня за скоростными характеристиками стали причинами наличия убирающихся шасси и короткого крыла.

Несущий и рулевой винты Invictus позаимствованы от среднего многоцелевого вертолёта Bell 525 Relentless, проходящего лётные испытания. Отличительной особенностью Bell 360 Invictus является электродистанционная система управления. Формально перспективный вертолёт является одномоторным. В качестве силовой установки планируется установка двигателя General Electric T901 мощностью 3000 л.с. (находится в стадии разработки). Однако для покрытия пиков мощности планируется установка вспомогательной силовой установки PW207D мощностью 586 л.с. от компании Pratt & Whitney.

Bell 360 Invictus. Изображение: скриншот из видео / bellflight.com
Bell 360 Invictus. Изображение: скриншот из видео / bellflight.com

Предполагается, что свой первый полёт Bell 360 Invictus совершит в 2023 году. Не позднее осени того же года армия США должна определиться, какой из вертолётов (Invictus или Raider X) станет победителем в программе FARA.

К обзору немецких специалистов необходимо добавить, что довольно внушительные габариты нового вертолёта от фирмы "Белл" и его мощное встроенное пушечное и подвесное ракетное вооружение уже намекают на то, что он планируется совсем не для замены лёгкой разведывательной "Кайовы". А совокупная мощность двигателей, сопоставимая с мощностью двигателей, установленных на "Супер Кобру" и "Апач" (на каждом по два двигателя), прямо говорит о том, что "Инвиктус" в перспективе сможет даже заменить оба этих типа.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!