Статья 251. Не читал Сергея Лукьяненко целых десять лет. Так получилось. Причем, среди нечитанного у меня не только последние романы автора, но и несколько ставших уже классическими для постсоветского любителя фантастики. Среди них была и дилогия «Звезды – холодные игрушки» и «Звездная тень». Наконец, дошли руки и до первой части эпопеи.
«Звезды – холодные игрушки» были написаны в 1997-ом году. Это всего лишь пятый роман автора. Да ладно, не просто автора, а самого знаменитого нашего фантаста постсоветской эпохи. Вы можете относиться к Сергею Лукьяненко как угодно, но не признавать его роли в популяризации жанра – глупо.
В «Звездах…» очень много наивности. Возможно, в далеком 1997-ом году Сергей Васильевич, тогда еще молодой, перспективный и дерзкий, сам в какой-то степени напоминал наивного идеалиста Петра Хрумова, на плечи которого свалилось бремя ни много, ни мало, спасения галактики, сразу нескольких рас. Притом, этот прием, когда в самом начале главный герой – ничем не примечательный и, по сути, тряпка, но со стальными моральными устоями – Сергей Васильевич будет эксплуатировать и дальше чуть ли не в каждом своем романе. И да, спасение в итоге обеспечивается не развитием героя, а как раз за счет моральных качеств, бывших изначально. Подобным приемом пользовался ранний Нил Гейман и тоже мастерски.
То, что Петя Хрумов проживает чужую жизнь, терять ему нечего, а с ролью винтика в планетарном механизме он не согласен, мы понимаем чуть ли не сразу, сочувствуем и ждем дальнейшего развития событий, да. При этом, чужие расы, героическое спасение, взаимоотношения с псевдо-дедом, балагуром-фсбшником и некрасивой девушкой – всего лишь подводка к основному блюду.
А основное действо вышло этаким своеобразным реверансом братьям Стругацким и Ивану Ефремову. Почему своеобразным? Да потому, что идеальное общество здесь извращено. Когда небольшая группа людей получает возможность руководить практически всеми остальными, это не может не развратить меньшинство. Просто вопрос времени. И Лукьяненко наглядно показывает, как жутко бывает мостить дорогу в ад самыми благими намерениями.
Читатель видит идеальное общество, живущее в гармонии с природой и с самим собой, но ощущает этот приторно-сладкий запах разложения и чует подвох. Да, общество, когда за тебя решают вообще всё, вплоть до твоих увлечений, ужасно. Диктатура в овечьей шкуре. Однако абсолютное большинство с радостью примет такой строй. И будет радоваться каждому прожитому дню. И как раз в этом воплощена вся жуть социальной сферы общества, которую только можно представить.
Да, кому-то роман покажется излишне скучным, с морем самокопания главного героя, однако автор здесь совершенно сознательно ушел на поле социальной фантастики. И плевать, что идеи, поданные в «Холодных игрушках» - не оригинальные, а заимствованные. Плевать, что главный герой трансформируется лишь внешне, внутри оставаясь всё тем же высокоморальным философом. Главное, что Лукьяненко отличает вера в доброе, которое даже ценнее разумного и вечного. Добро и Любовь. А не навязанная дружба. Как говорится, не умеешь любить – сиди и дружи.
Да, понимаю, что практически все эту книгу читали, но я как раз восполняю пробелы – пока все читали классику, я с головой нырнул в киберпанк и Новую Волну. В связи с этим, вопрос: как относитесь к раннему творчеству Сергея Лукьяненко в целом и к роману «Звезды – холодные игрушки» в частности?
Количество прочитанных произведений автора: 131
Средняя оценка прочитанных произведений (макс. - 10) : 6,50
Место среди всех прочитанных авторов в личном топе: 3
Понравилась статья? Тогда ставь свой звездный лайк и подписывайся на канал – у меня тут море самого разного интересного, а в планах – еще больше. И друзей своих приводи, а то чо как этот. Всех обнял-приподнял.